Упражнения на прочное усвоение неправильных глаголов.
Усвоение лексики, умение пользоваться во всех видах речевой деятельности – одна из важнейших целей обучения иностранному языку в школе.
Из нескольких сот лексических единиц активного словаря школьника желательно выделить около 70 неправильных глаголов. Их усвоение и употребление в речи представляют наибольшую трудность для учащихся.
Дело в том, что при отсутствии регулярной тренировки ученики испытывают затруднения в выборе той или иной формы любого смыслового глагола, даже правильного. А разнообразие и несходство форм неправильных глаголов вызывают у школьников дополнительные трудности. Типичной является такая ситуация: делая сообщение по теме, учащийся вдруг замолкает как раз тогда, когда ему нужно употребить ту или иную форму неправильного глагола. Менее подготовленный в устной речи ученик , забыв, скажем, форму прошедшего времени went, заменяет ее первой – go, а третью форму – любой другой, которая приходит ему на память.
Избежать подобных погрешностей в речи можно лишь путем регулярной и систематической тренировки на закрепление в памяти отдельных неправильных глаголов, а также с помощью упражнений на их употребление в различных временах.
Прочное запоминание всех форм неправильных глаголов до уровня свободного владения в устной речи и мгновенного соотнесения любой из представленных в тексте форм с первой формой очень важно при чтении.
Учитель заранее отбирает и выписывает на карточку 10-12 неправильных глаголов, которые встречаются в тексте и речевых упражнениях данного параграфа учебника.
Работа с неправильными глаголами ведется фронтально, в быстром темпе, на нее затрачивается не более трех – пяти минут урока.
Упражнения с отдельными глаголами.
Упражнение 1.
Учитель произносит неправильный глагол в неопределенной форме на английском языке. Показывая карточку с этим глаголом, он просит одного из учеников перевести его на русский язык и назвать все изученные формы. Затем класс хором за учителем повторяет их.
T: to go.
P: ехать, идти - to go – went – gone – going.
T→ Cl: to go – went – gone – going.
Упражнение 2.
Аналогично упражнению 1, только учитель называет глагол на русском языке.
T: Бежать, бегать.
P: to run – run – run – running.
T→ Cl: to run – run – run – running.
Упражнение 3.
Учитель, пользуясь таблицей неправильных глаголов, закрыв форму 1, указывает на одну из других форм известного глагола, произносит ее и просит одного из учеников повторить и назвать неопределенную форму с переводом. Класс, глядя на таблицу, хором за учителем произносит все формы данного глагола.
T: thought.
P: thought from to think - думать.
T→ Cl: to think – thought – thought - thinking.
Упражнение 4.
Конкурс на лучшее знание неправильных глаголов. Два ученика соревнуются в быстром темпе:
P1: to sing. P2: петь - to sing – sang – sung.
P2: can. P1: мочь, уметь - can – could.
Чтобы избежать пауз (ученики начинают задумываться, какой из самых трудных глаголов предложить сопернику), учитель сам может стать ведущим и предложить ученикам заранее подготовленные 10-16 глаголов.
Упражнение 5.
По мере накопления изученных неправильных глаголов можно группировать их по сходству форм. Эта работа ведется с использованием классной доски или интерактивной доски. Например:
II = III
to bring – brought – brought;
to buy – bought – bought;
to fight – fought – fought;
to think – thought – thought;
to catch – caught – caught;
to teach – taught – taught.
I = II = III
to cut – cut – cut;
to cost – cost – cost;
to let – let – let;
to put – put – put.
III = I + n
to draw – drew – drawn;
to grow – grew – grown;
to know – knew – known;
to throw – threw – thrown.
I = III
to come came – come;
to become – became – become;
to run – ran – run.
d – t
to build – built – built;
to lend – lent – lent;
to send – sent – sent;
to spend – spent – spent.
Чтобы выработать орфографический навык в написании неправильных глаголов, полезно иногда использовать письменные упражнения.
Упражнение 6.
Ученик получает карточку с 10 глаголами в неопределенной форме на русском языке. Он должен написать все изученные формы данных глаголов на доске по образцу: брать – to take – took – taken – taking.
Выполнение задания проверяется всем классом после вопроса учителя “Do you see any mistakes?”
Упражнение 7.
Это письменное упражнение – конкурс для всего класса. За пять минут учащиеся пишут на листочках бумаги как можно больше неправильных глаголов во всех изученных формах с переводом неопределенной формы на русский язык. На доске учитель пишет образец: плавать – to swim – swam – swum – swimming.
Упражнение 8.
До работы с новым текстом учитель готовит карточку с неправильными глаголами в той форме, в какой они даны в тексте. Один из сильных учеников записывает их на доске, указывает грамматическое время и основную форму с переводом на русский язык. Например:
- brought – Past Indefinite from to bring - приносить;
- have spoken – Present Perfect from to speak - Говорить;
- was hurt - Past Indefinite Passive from to hurt - Ушибить;
- was coming – Past Continuous from to come - При ходить.
Это упражнение может стать и домашним заданием, которое учащиеся выполняют с опережением, до чтения нового, незнакомого текста. Цель его – снятие трудностей при последующей самостоятельной работе с текстом и предупреждение возможных ошибок.
Пока ученик готовит то или иное письменное задание на доске, учитель работает с классом, предлагая устные упражнения на употребление неправильных глаголов в системе английских времен.
Устные упражнения с использованием неправильных глаголов в различных временах действительного и страдательного залога
Упражнение 1.
Учащиеся подтверждают то, что говорит учитель.
T: I got up at seven o’clock this morning.
Cl: I got up at seven o’clock this morning.
P: I got up at seven o’clock, too.
T: I didn’t get up early on Sunday.
Cl: I didn’t get up early on Sunday.
P: I didn’t get up early on Sunday either.
Упражнение 2.
Учащиеся подтверждают или опровергают то, что сказал учитель.
T: You swam in the lake last summer.
P1: That’s right. I swam in the lake last summer.
P2: I swam in the lake last summer, too.
P3: I didn’t swim in the lake last summer, but I swam in the Black Sea.
Далее работа проводится идентичным образом, но используется Present Perfect.
T: You have read today’s newspaper.
P1: No, I haven’t read today’s newspaper. I had no tame to read it.
P2: I haven’t read it either. We get newspapers later.
Аналогичное упражнение на употребление Present Continuous.
T: I am teaching you English now.
P1: That’s right. You are teaching us English.
P2: We are learning English.
Упражнение 3.
Школьники отвечают на вопрос учителя, употребляя глагол в форме Past Indefinite.
T: I bought a good book on Sunday.
Say what you bought not long ago.
or: What did you buy not long ago?
P1: I bought a new pen yesterday.
P2: I bought some notebooks last week.
P3: I didn’t buy anything.
Упражнение 4.
Учитель пишет на доске несколько неправильных глаголов в основной форме, например to see, to do, to send, и предлагает учащимся, работая в парах, составить микродиалог по модели:
P1: I’d like to see a new film.
P2: I have already seen it.
P1: I am going to do my physics lesson.
P2: I have already done it.
P1: I want to send a letter to my friend.
P2: I have already sent a letter to my friend.
Упражнение 5.
Учитель пишет на доске структуру be going to do smith, и предлагает составить микродиалоги по модели:
T: I have seen a new film.
P1: I am (not) going to see it.
T: I have read this book.
P2: I am (not) going to read it.
T: I have been to the exhibition.
P3: My friend and I are going to go there.
Упражнение 6.
Учащиеся подтверждают или опровергают высказывания учителя, используя глаголы в страдательном залоге.
T: The story was written by Anton Chekhov.
P1: That’s right. It was written by Chekhov.
T: Our school was built last century.
P2: No, it wasn’t. It was built in 1973.
Упражнение 7.
Учитель произносит предложение с глаголом в Past Indefinite Active, ученик подтверждает высказанное учителем, употребляя глагол в страдательном залоге.
T: Tolstoy wrote the novel “War and Pease”.
P1: This novel was written by Tolstoy.
Упражнение 8.
T: Houses are built by workers.
P1: Houses were built by workers.
T: Books are written by writers.
P2: Books were written by writers.
T: Dresses are made by dressmakers.
P3: Dresses were made by dressmakers.
T: These flowers are grown by pupils.
P4: These flowers were grown by pupils.
Учащиеся работают по модели, меняя время глагола в страдательном залоге.
Эти и другие подобные упражнения позволяют школьникам прочно запомнить не только все формы неправильных глаголов, но и усвоить их функции в системе английских времен. Систематическая, целенаправленная работа с неправильными глаголами при широком использовании таблиц и других наглядных пособий является надежной профилактикой ошибок в чтении и устной речи.