Технология проблемного обучения в начальной школе - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 166
  • Скачиваний: 4

Мы часто слышим слова: "проблемный урок", "проблемная ситуация", но учителя боятся проводить уроки подобно типа, не владеют методикой, путают многие ключевые моменты: за проблемный вопрос выдается учебный, творческие задания представляются как гипотезы, вопросы отождествляются с проблемами.

Проблемный вопрос: А, может, нам все-таки не нужны проблемные уроки?

Однако качество проблемного обучения на 15-18% выше, чем в традиционном обучении.

Сегодня под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание перед учениками учителем проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей. Основано такое обучение на теоретических положениях Ж.Дьюи. Условиями успешности обучения он считал 3 компонента:

  • проблематизацию учебного материала (Дети лучше усваивают знания от любопытства и интереса)
  • активность ребенка (Знания детей должны усваиваться с "аппетитом")
  • связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Основано проблемное обучение на создании особого вида мотивации – проблемной. Содержание материала представляет собой цепь проблемных ситуаций.

Проблемное обучение предполагает:

Создание проблемной ситуации.

Выход из неё, то есть решение проблемы.

Основная цель учителя: заинтересовать, увлечь учащихся работой.

Действия учащихся:

  • выявление проблемы;
  • формулирование гипотезы;
  • поиск решения проблемы;
  • решение проблемы.

В основу проблемной ситуации помещают противоречие между знанием и незнанием.

Следовательно, проблемная ситуация - центральное звено в проблемном обучении.

С.Л.Рубинштейн утверждал: "Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мышление начинается с проблемы, с удивления или недоумения, с противоречия".

Признаки проблемной ситуации:

  • Необходимость выполнения такого действия, при котором возникает потребность в новом, неизвестном отношении, способе или условии действия.
  • Наличие неизвестного для учащихся.
  • Возможности учащихся должны быть достаточными для самостоятельного понимания поставленного задания и условий выполнения.

Методы проблемного обучения

Методы проблемного обучения меняются в зависимости от уровня образованности детей:

  • проблемное изложение знаний;
  • изложение с проблемным началом;
  • частично-поисковый, или эвристический метод;
  • исследовательский метод.

Проблемное изложение - это активизирующее изложение, когда учитель в ходе сообщения новых знаний систематически создает проблемные ситуации, ставит вопросы и указывает пути решения учебных проблем, постоянно побуждая учащихся к самостоятельной познавательной деятельности.

Здесь может быть применен метод - поисковая беседа, когда ученики не довольны ролью слушателей и стремятся сами отвечать на вопросы.

Изложение с проблемным началом: учитель, создав в начале изложения новых знаний проблемную ситуацию, далее объясняет учебный материал традиционным, информационным способом. Этот метод является наиболее доступным.

Поисковая беседа (частично-поисковый метод): "Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать" (Рене Декарт).

Исследовательский метод- это организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.

сбор информации и её анализ;

осмысление предмета исследования;

постановка учебной проблемы и её решение;

проверка решения;

применение новых знаний на практике.

Основные этапы проблемного урока

1. Организационный момент.

Начало нетрадиционного урока предполагает активизацию познавательного интереса:

  • рифмованное начало урока;
  • с элементами театрализации;
  • с эпиграфа;
  • с высказывания выдающихся людей, относящегося к теме урока;
  • с пословицы, поговорки;
  • начало урока с постановки непосредственно проблемного вопроса, создания проблемной ситуации.

Цели этого этапа:

  • психологический настрой;
  • обеспечение условий для успешного выполнения заданий, заинтересовать познавательным процессом.

Учитель: "Мы хорошо поработали над предыдущей темой"- мотив достижений.

"Но не усвоили ещё одну важную сторону этой темы"- мотив относительной неудовлетворенности.

"А между тем, это будет необходимо: например, в таких-то ситуациях…" (мотив ориентации на деятельность).

2. В организационном моменте проблемного урока особое место занимает актуализация знаний. Именно здесь возникают проблемные ситуации и ставятся учебные проблемы.

Здесь уместны методы активного обучения:

  • опорные схемы;
  • диалог;
  • мозговой штурм;
  • мозговая атака;
  • коммуникативная атака;
  • игровые моменты.

3. Основной этап выстраивается с опорой на следующие требования:

  • Использование методов проблемного обучения (поисковых, исследовательских)
  • Самостоятельная работа учащихся с преобладанием продуктивной деятельности. Повышение положительной мотивации учения: постановка учебных проблем, проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения.
  • Работа с учебником с включением частично-поисковой деятельности.
  • Дифференцированная работа с учащимся.
  • Формирование познавательных умений.

4. Проблемное домашнее задание.

5. Оценка качества проблемного урока.

Рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроке.

1) Учебная проблема должна заинтересовать учащихся своей необычностью, красочностью, эмоциональностью.

2) Учитель должен быть внимательным к эмоциональному состоянию ученика, вовремя выяснять причины затруднений в разрешении проблемной ситуации и оказать своевременную помощь.

3) Необходимо соблюдать дидактические принципы:

научность;

доступность;

систематичность и последовательность;

сознательность и активность учащихся.

4) Проблемный вопрос должен быть:

сложным, сопряженным с противоречиями;

предполагающим научный спор на базе различных истолкований;

создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации.

5) Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию осуществляется:

через углубление проблемного вопроса;

через поиск разных граней его решения;

через сопоставление разных вариантов ответа.

6) Формы решения проблемных ситуаций:

дискуссия;

научный спор;

проблемная лекция;

проблемные задачи и задания;

задачи исследовательского характера;

документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.

7) Правила создания проблемных ситуаций:

ПРАВИЛО 1:перед учащимися должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащиеся должны открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. Должна быть вызвана потребность в усваиваемом знании.

ПРАВИЛО 2:предлагаемое проблемное задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям класса.

ПРАВИЛО 3:проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала.

ПРАВИЛО 4:нельзя смешивать проблемную ситуацию и проблемное задание. Проблемное задание не является само по себе проблемной ситуацией. Оно может вызвать проблемную ситуацию только при соблюдении определенных условий: вопрос, формулируемый учителем должен соответствовать вопросу, возникающему у учащегося.

ПРАВИЛО 5: проблемную ситуацию можно вызвать с помощью теоретического проблемного задания или практического (в результате того, что детьми не может быть выполнено).

ПРАВИЛО 6:возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения им учебного задания.

Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение, которое вызывает реакцию удивления и затруднения.

Вы можете выполнить это задание?

В чем затруднение?

Почему не получается выполнить?

Что вас удивляет?

Какова же будет тема урока?

Приемы создания проблемных ситуаций

1.Предварительные домашние задания или задания, на материале учебника, в которых нет готового ответа.

2.Постановка предварительных заданий на уроке до изучения нового материала.

3.Использование экспериментов и жизненных наблюдений (осознание неточности своих представлений вызывает потребность в новых знаниях)

4.Решение экспериментальных и познавательных теоретических задач.

5.Задания с элементами исследования.

6.Создание ситуации выбора (столкновение различных точек зрения) или сообщение противоположных мнений.

7.Предложение выполнить практическое действие, на первый взгляд, не вызывающее затруднений.

8.Постановка проблемных вопросов и организация дискуссий.Вопрос является проблемным, если он для школьников новый, интересный, содержащий противоречия. Различные мнения учащихся усиливают ситуацию проблемности и активизируют поиск.

9.Учитель сам ставит проблему.

10.Ученикам дается задание, в процессе выполнения которого рождается проблемная ситуация.

11.Перед учащимися ставится вопрос, ответить на который они должны, прослушав объяснение учителя и сделав соответствующие выводы.

Виды проблемного урока

1.Урок-дискуссия (спонтанные дискуссии, заранее запланированные).

Регламентированная дискуссия.

Ученики получают четкий план, структуру и регламент обсуждения. В малых группах происходит обсуждение одной общей проблемы.

Ход урока.

учитель формулирует общую проблему.

выдвигает возможные гипотезы её решения.

определяет структуру малых групп.

Ход дискуссии в группе.

Представители групп: ведущий - организует, аналитик - подвергает сомнению мнения, протоколист - фиксирует, наблюдатель -даёт оценку работы каждого, формулируется общее решение.

Проблемно-проектная дискуссия.

1) Постановка учителем проблемы.

Как сделать что-то, чтобы достичь…?

При каких условиях возможно…?

Как организовать, чтобы…?

2) Индивидуальное обдумывание идей.

3) Предложение идей и наглядная их фиксация.

4) Группировка идей и формулирование 2-3 идей в обобщенном виде.

5) Коллективное обсуждение.

6) Принятие решения.

"Круглый стол".

Обсуждение проблемы ведется группами учащихся, но обмен мнениями происходит не только между группами (или внутри одной группы), но и с аудиторией.

Панельная дискуссия.

Намеченная проблема обсуждается в группе, а затем её участники излагают позиции.

Форум.

Сходна с предыдущей, но отличие в том, что группа вступает в обмен мнениями с аудиторией.

Симпозиум.

(Выступление с заранее подготовленными сообщениями. После заслушивания аудитория задает докладчику вопросы).

Парная дискуссия("Вертушка").

(Вовлечение всех учащихся в обсуждение проблемы. Создается 2 круга: внутренний и внешний.

Внутренний круг неподвижный.

Внешний - учащиеся пересаживаются по сигналу учителя на стул вправо. Сидят лицом друг к другу.

Проблемное изучение просто необходимо, так как оно  формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях,  систематизировать и накапливать знания, умеющую делать самоанализ, стремящуюся к саморазвитию и самокоррекции.

Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым войдя в жизнь ребенок будет более защищен от стрессов.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: