Идея позиционного подхода основана на принципе субъектности в обучении, в соответствии с которым каждый ученик – субъект образовательного процесса. Педагогическая идея метода – обдумать, разработать, объяснить и защитить определённую позицию на основе учебного текста.
Педагогическая технология позиционного чтения основана на активном чтении и состоит из следующих этапов:
- подготовительный – обеспечение студентов достаточным количеством копий учебного текста, продумывание хода управления дискуссией;
- организационный – деление студентов на группы, распределение позиционных ролей;
- исполнительский – позиционное чтение (группа изучает текст с точки зрения своей позиционной роли, вырабатывает «позицию», её содержание и способы презентации);
- контрольный – презентация своей позиции перед остальными участниками и её защита, ответы на вопросы студентов и преподавателя.
Студенты делятся на группы, выбирают одну из позиционных ролей, предложенных преподавателем: тезис, понятие, схема, оппозиция, апологет, метод, ассоциация, символ.