Технология коучинга как средство формирования адекватной самооценки младших школьников
автор: Ализаде Нурана Али кызы
курс: 4
специальность: «Преподавание в начальных классах»
ГАПОУ СО «НТПК№1»
Аннотация: у многих младших школьников навыки самоконтроля и самооценки сформированы недостаточно или же их совершенно нет. Наиболее важной задачей, которую предстоит выполнить учителям начальной школы, является формирование способностей самоконтроля и самооценки, воспитание привычки производить оценку результатов собственного труда. Суть этой технологии заключается в уверенности, что каждый человек хранит внутри себя потенциал, достаточный для достижения высоких личностных и метапредметных результатов.
Ключевые слова: коучинг, технология коучинга, самооценка, младшие школьники.
Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи и т.д. Это сложная психологическая система, иерархическая, организованная и функционирующая на разных уровнях. Человек выступает для самого себя как особый объект познания. С точки зрения психологии самооценка – это личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности как автономная характеристика личности человека, ее центральный компонент, который формируется при активном участии личности и отражает качественное своеобразие ее внутреннего мира. То есть, самооценка – это относительно устойчивое личностное образование [10, с. 18].
Самооценка не остается стабильной, в зависимости от успехов в деятельности, возрастных особенностей и многих других факторов, она имеет тенденцию изменяться [12, стр. 17-18; 14, с.101].
Младший школьный возраст является важным возрастным этапом в формировании самооценки [12, стр. 18]. На ее становление огромное влияние имеет не только успеваемость обучающего и особенность общения учителя с классом, но и стиль воспитания в семье, принятые в ней ценности и тому подобное [1, с.36].
А.В. Аркушенко выделяет три основных вида самооценки:
- адекватная самооценка;
- завышенная самооценка;
- заниженная самооценка.
Под адекватной самооценкой понимается соответствие самооценки объективным проявлением личности, а в учебной деятельности – совпадение самооценки с уровнем практическим осуществлением учебных заданий.
Проблемы в учебной деятельности и общении мешают развитию самосознанию и самооценке. Для того чтобы в младшем школьнике сформировать адекватную самооценку, учителю необходимо много работать, чтобы получился результат своей деятельности. Обучающимся необходимо создавать специальные педагогические условия для их развития, формирования своей личности.
Одной из наиболее эффективных, апробированных на практике, инновационных технологий является коучинг [16, с. 490].
Коучинг - это искусство способствовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека. Он опирается не на знание, опыт, мудрость или предвидение коуча, а на способность человека учиться самому и действовать творчески (М. Дауни) [11, с. 479].
Коучинг в школе - это умение учителя, создавая осознанность и ответственность в обучающемся, способствовать его движению к достижению личных, метапредметных и предметных результатов [14, с. 243].
Учитель – коуч, применяя инструменты коучинга, сопровождает своих учащихся на пути становления самостоятельных, коммуникабельных, желающих учиться и развиваться, целеустремленных личностей.
Основой взаимодействия является уважение и принятие учащимся, а главным инструментом является открытые стимулирующие вопросы, которые не содержат критики, оценок и советов.
Продуктом совместной работы учителя - коуча и обучающегося являются деятельность, воспитание и обучение.
Коучинговый подход в обучении и воспитании вызывает все больший интерес как у педагогов, так и у родителей, так как позволяет развивать у детей осознанность, самостоятельность, инициативу, навыки целеполагания, планирования, а также способствует формированию самооценки. С помощью коучинга педагог может способствовать формированию позитивного мышления, направленного на успех, поддерживать у учащихся уверенность в своих силах и в свои возможности, что ведет к высокой учебно-познавательной мотивации и формированию ответственности за свою учебу, и результаты такого подхода становятся заметны очень быстро. Педагог с помощью коучинга помогает ребенку открыть собственные возможности и цели, превращая проблемы в задачи.
Главная задача применения технологии коучинга в образовательном процессе состоит в том, чтобы помочь обучающемуся понять себя, адекватно оценить, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития.
Формирование самооценки происходит на нескольких уровнях. Основными средствами и приемами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение. Самой главной особенностью самооценки младшего школьника является ее высокий уровень. Данная особенность – это возрастная норма для данного периода развития личности.
Важную роль в развитии самооценки на ступени начального образования играет учебная деятельность. Результатом начального образования является становление ребенка как субъекта учебной деятельности, способного определить границы своего незнания и обратиться ко взрослому за помощью.
В связи с изменением в образовании, связанным с введением системно – деятельностного подхода, формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки становится необходимой частью образовательного процесса.
Педагогическая диагностика является неотъемлемым компонентом педагогической деятельности. Педагогическая диагностика направлена на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия.
Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Психолого-педагогическая диагностика - это оценочная практика направленная на изучение индивидуально - психологических особенностей обучающегося и социально - психологических характеристик классного коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
У обучающихся младшего школьного возраста определить уровень самооценки возможно с помощью игровых форм и приемов, например, «Имя» или «лесенка успеха».
Методика «Имя».
Младшему школьнику предлагают для себя придумать новое имя, которое он желал бы иметь или предлагают оставить свое. Если он выбирает новое имя, то необходимо узнать, почему он хотел бы поменять свое имя. Зачастую отказ учащегося от личного имени говорит о том, что он хочет стать лучше и у него занижено самооценивание.
Форма «говорящие рисунки» заключаются в следующем. Если обучающийся доволен собой, например, на уроке у него все получалось, он рисует улыбающиеся лицо. Если возникли сложности, не все получилось, рисует спокойное лицо. Если на уроке возникли сложности многое не получалось, школьник рисует грустное лицо.
«Лесенка успеха» включает четыре ступени: первая ступенька – обучающийся нечего не запомнил, не понял новое задание, возникло много вопросов, с самостоятельной работой не справился; вторая и третья ступенька - есть вопросы по новой теме, были допущены ошибки в самостоятельной работе; четвертая ступенька - хорошо усвоил новое задание, способен рассказать, в самостоятельной работе ошибок нет.
Таким образом, можно сделать вывод, что любая педагогическая диагностика должна быть адаптирована согласно возрастным особенностям обучающихся. Прежде чем начать диагностику необходимо четко определить, с какой целью она проводиться и как ее результат будет использован в работе педагога. Так же необходимо соблюдать педагогические принципы диагностирования и алгоритм использования конкретной диагностики.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на формирование личностных качеств обучающихся начальной школы, способных самостоятельно и свободно мыслить, находить креативные пути решения различного рода проблем, составной и неотъемлемой частью, которой является самооценка. Формирование самооценки младших школьников это фундамент для дальнейшего самопознания и самообразования. Уровень успешности младших школьников напрямую зависит от того, насколько грамотно выстроена работа учителя по формированию адекватной самооценки обучающегося к концу начальной ступени обучения в школе.
Используя в работе коучинг, реализуется личностно-ориентированный и развивающий подходы к обучению. Основной целью этой многоплановой, педагогической работы является внедрение новых ФГОС, а с ними и новых компетенций, технологий.
Таким образом, стоит учитывать все особенности и специфику коучинга. Ведь восприятие сущности данной технологии содействует развитию самостоятельности, формированию адекватной самооценки. Поэтому главная задача обучения состоит в том, чтобы помочь ребенку понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития.
Список литературы:
- Авдеев С. А. Коучинг / С. А. Авдеев, А. М. Карташова. - Москва: Просвещение, 2016. - 128 с.
- Карпушина, Л. П. Формирование социально-значимых качеств у младших школьников как психолого-педагогическая проблема / Л. П. Карпушина, Н. Ф. Пупкова. - Москва : Просвещение, - 2016. - с. 42-46.
- Коломиец С. А. Социально-педагогическая поддержка одаренных детей / С. А. Коломиец. – Москва, 2010. - URL.: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/581671/ (Дата обращения 15.12.20).
- Майлз Дауни Эффективный коучинг / Дауни Майлз. - Москва: Добрая Книга, 2016.- 479 с.
- Милтон Эриксон Коучинг: эмоциональная компетентность / Милтон Эриксон. – Москва: Центр поддержки корпоративного управления и бизнеса, 2007. – 112 с.
- Первая национальная академия профессионального коучинга: технологии коучинга в образовании. - URL.: https://www.1napc.ru/aboutcoaching/v-obrazovanii.html (Дата обращения 15.12.20).