Технология контрольно-оценочной деятельности в повышении учебной мотивации на уроке русского языка.
Часто мы слышим древнюю мудрость: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Для школы это очень актуально. Многие дети не испытывают особого интереса к получению знаний. Без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? Решение вопроса я вижу в изменении характера контрольно –оценочной деятельности. Важно, чтобы учение стало для школьника одной из ведущих личностных потребностей, определялось бы его собственным мотивом. Изучив теорию и опыт других педагогов у меня сложилась определённая система работы по формированию контрольно-оценочной самостоятельности. Самое важное-включение самих учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии).
Задачи контрольно-оценочной деятельности решаются на разных этапах последовательно. Каждый год обучения формирует определённые оценочные умения.
1 классе: определять цель работы на уроке с помощью учителя; проговаривать порядок действий на уроке; высказывать свое предположение (версию); давать оценку работе класса на уроке; отличать правильно выполненное задание от выполненного неверно. Свою работу я начинаю со стартовой диагностики. Стартовый этап диагностики, провожу в период поступления ребенка в школу (в сентябре). Целью этапа является определение учебных возможностей ребенка, способности учащихся данного класса к обучению русскому языку. Развитию контрольно-оценочных действий в 1 классе помогают приёмы наиболее интересные и понятные для детей. Методы наглядной самооценки: линеечка знаний, лесенка, светофор, смайлы. Поддерживать интерес к предмету помогает эмоциональный отзыв.
Я научился ...
Было интересно
Было трудно ...
Могу похвалить себя за то, что ...
Могу похвалить одноклассников за то, что…
Для меня было открытием то, что ...
Самый простой вариант оценивания- оценочное суждение. Опираемся на памятку и алгоритм.
- Что должен быть сделать?
- Что получилось?
- Что не получилось?
- На что опереться, чтобы получилось?
- Кто поможет?
Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Это также способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию. При объяснении новой темы использую Технику «Знаю - не знаю - хочу узнать» в зависимости от отношения к данной информации.
Способность анализировать собственные действия и делать коррекцию в своих знаниях и умениях помогает заполнение Оценочного листа достижений. Заполнение знаками «+» и «-», «?» знак сомнения. Дети всегда имеют право и желание превратить «-» в «+». Важным считаю оценку удовлетворённости результатом как детей, так и учителя.
В течение каждого года обучения по предмету Русский язык совместно с детьми важно заполнять Лист индивидуальных достижений (карту знаний). В нём дети оценивают основные программные требования по предмету. Эта работа помогает не только детям, но и родителям поставить цели и наметить пути достижения. Особую роль отвожу заполнению последней графы «Совместное оценивание». При выставлении итоговой оценки приходим к общему мнению учитель-ученик. Мы анализируем рост результата, активность на уроке.
По результатам диагностической карты наблюдения к концу обучения в 1-м классе 80% учащихся могут: – сравнить действие (отдельные операции) и результат с готовым образцом; – по заданным критериям оценить свои действия и соотнести свою оценку с оценкой учителя; – предъявить на оценку свои достижения по заданному или назначенному самим ребенком критерию; – отделить известное от неизвестного в знаниях (способах действия с предметом). Для получения такого результата соответствующая работа должна вестись на каждом уроке. Это главный дидактический принцип первого этапа развитии контрольно-оценочных действий.
2 -4 класс- второй этап. Он направлен на формирование следующих действий: определять цель работы на уроке с помощью учителя, самостоятельно находить и формулировать проблему урока вместе с учителем, планировать работу на уроке; высказывать свою версию, предлагая способ ее проверки; работать по плану, использовать учебник, простейшие приборы и инструменты; в диалоге с учителем определять, насколько успешно выполнено задание.
На конец второго этапа формирования действий контроля и оценки у младших школьников они могут: – определить возможные «ошибкоопасные» места; – установить возможные причины возникших ошибок и наметить план их индивидуальной ликвидации и коррекции.
На этом этапе эффективными являются следующие средства: прием «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи); - прием «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия); - прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.); - прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия); - прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение существенного в представленной задачи, прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации); - прием «создание «помощника» для проверки работы».
В ходе работы мы с ребятами придумали ещё один приём -«Пирамида знаний». Применим при отработке орфограмм. Выкладываем пирамиду из кирпичиков. На верхнем кирпичике –
БЕЗОШИБОЧНОЕ НАПИСАНИЕ |
Дальше дети определяют, как до него добраться? Дети выбирают остальные кирпичики-ответы на вопросы: Какие знания нужны? Как действовать? Какие личные качества помогут «взобраться» на вершину?. Приведу пример по теме «Безударная гласная в корне слова».
На вершине пирамиды
Определяем ЗУНы
Дальше определяем, как действовать
Выбираем личные качества.
На заключительном третьем этапе (второе полугодие 4 класса) дети должны понимать, куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно. Уместен прием «умные вопросы» (умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: «я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…») Детям нравится приём «составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий).
Вывод: в такой системе обучения приоритетной становится самооценка как результат оценочной деятельности ученика. Дети не боятся ошибок, они знают, что можно понять причину и определить пути решения. Целенаправленная работа по формированию контрольно-оценочных действий не только определяет, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, но и развивает у ученика умение самостоятельно оценивать результат своих действий. Это мотивирует ученика на успех, создаёт комфортную обстановку, бережёт психологическое здоровье детей.