Состояние школы (класса) зависит не только от того, как организован учебный процесс, но и насколько успешно школа способна реагировать на различные воздействия извне. Зачастую, для успешного развития школы необходимо анализировать не только внутреннюю, но и внешнюю ситуацию, необходимо выделять наиболее существенные на конкретный период времени факторы. Взаимосвязанное рассмотрение этих факторов с возможностями школы позволяет решать возникающие проблемы. При решении разного уровня задач необходимо также четко представлять, поддаются ли критические факторы контролю со стороны школы(класса). Являются ли они внутренними или внешними, поддающимися изменениям усилиями школы (класса) или это внешние события, на которые она (он) влиять не в состоянии. Одним из самых распространенных методов, оценивающих в комплексе внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие школы (класса) можно назвать SWOT-анализ .
Оказалось, что SWOT-анализ является необходимым элементом исследований, обязательным предварительным этапом при составлении любого уровня стратегических и маркетинговых планов в школе.
Иначе говоря, SWOT анализ – это анализ сильных и слабых сторон школы, класса, а также возможностей и угроз со стороны внешней окружающей среды. «S» и «W» относятся к состоянию школы, а «O» и «T» к внешнему окружению .
По результатам ситуационного анализа можно оценить, обладает ли школа внутренними силами и ресурсами, чтобы реализовать имеющиеся возможности и противостоять угрозам, и какие внутренние недостатки требуют скорейшего устранения.
Конечно , я задумывалась над вопросом - может ли быть сделан анализ не маркетологом?
Главное при проведении SWOT-анализа, также как и других исследований и стратегического планирования, это умение мыслить, умение посмотреть на свою школу, класс, встающие задачи и проблемы «взглядом со стороны».
Если вы способны отойти от своих субъективных оценок, а любые личностные оценки всегда носят субъективный характер, внимательно пройтись по параметрам SWOT, оценивая их как бы извне школу, класс, принимая на себя то роль потенциального или реального потребителя общеобразовательных услуг, то просто стороннего наблюдателя, то вы справитесь со SWOT-анализом.
Нельзя доверять проведение анализа только руководителям Зачастую они, как правило, не в состоянии полностью отойти от собственных представлений о школе и взглянуть на нее, как незаинтересованный сторонний наблюдатель. И ни обширный опыт работы, никакое образование здесь не помогут.
Предлагаю вам SWOT-анализ условий развития у школьников интеллектуальных и творческих способностей, высокого уровня информационной культуры, формирования ключевых компетентностей и потребности в непрерывном образовании.