Рефлексивный отчет
модуль «Обучение критическому мышлению»
Модуль «Обучение критическому мышлению», позволяющий ориентироваться на внутреннюю мотивацию учащихся, более устойчивую, нежели внешнюю, является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы.
На первом уроке «Земледелие» учащимся были на доске представлены иллюстрации о Земледелии. Ученики должны были определить, профессии занимающиеся земледелием. Учащиеся размышляли и обсуждали люди каких профессий занимаются земледелием.
О наблюдении за тремя учениками будет идти разговор.
Это ученик А, имеющий высокий уровень успеваемости, ученик В, имеющая средний уровень успеваемости и ученик С, имеющий низкий уровень успеваемости.
Ученик А на всех уроках активно работает, если что-то непонятно, он лучше переспросит, а потом сделает. Также и с иллюстрациями и другими видами доказательств. Зато на презентации темы «Растениеводство» , где освещал отрасли «Садоводство», «Овощеводство», «Полеводство» приготовил много иллюстраций, примеров и других доказательств.
Ученик В не сразу включилась в работу. Она как бы присматривалась, вникала и вдумывалась в представленные иллюстрации и не могла понять, что требуется сделать. Мне показалось, что она не поняла задания. А потом поняла, что это внешнее проявление — неумение ориентироваться в создавшихся обстоятельствах. Но адаптация произошла. Она увидела, что ничего страшного не происходит, если ответы неправильные.
Почему я выбрала ученик В третьим учеником? Дело в том, что, несмотря на не очень хорошие показатели успеваемости, он не унывает. На уроке «В краю белого золота» я для развития его потребностей и поддержки включила его в группу с сильным учеником, это способствовало тому, что на последующих уроках, он так старался проявить себя и на уроке по теме «Животноводство» вышел презентовать работу группы. Видно было, как начала расти его самооценка.
Применяя модуль «Обучение критическому мышлению, я добилась таких образовательных результатов:
- ребята стали выражать свои идеи и мысли в письменной и устной форме;
- умели вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- пытались поставленные проблемы;
- сотрудничали и работали в группе;
- способны были выстраивать положительные взаимоотношения друг с другом.
На уроке «Садоводство, виноградарство, овощеводство» предоставляла учащимся возможность поработать в парах. Работая в парах ребята подтверждали или опровергали утверждение, приводили примеры , доводы и аргументы , обучали друг друга.
Во время урока «Садоводство, виноградарство, овощеводство» ученики работая в парах обсуждали вопрос: «Справедливо ли утверждение людей, что если бы они не заботились о растениях, то растения бы не выжили?» Ребята обсудив данное утверждение высказали свои подтверждения и выслушивали подтверждение других учеников.
Во время урока «Садоводство, виноградарство, овощеводство» предложила еще раз обсудить вопросы в парах, но только теперь с целью выяснения, что именно хотели ученики добавить в свои размышления.
При использовании этой стратегии я чувствовала себя уверенно, так как критическое мышление приводит к осмыслению, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, размышления или рассуждения и может послужить основанием к действиям (Руководство для учителя с. 154).
Ученики почувствовали важность и ценность своего мнения, прочитав и проанализировав информацию, данную в учебнике.
Работа в парах помогает менее уверенным ученикам позволяет участвовать в любом виде работы групповой, самостоятельной и коллективной. Например, ученики В с трудом включались в работу в группе, а вот после работы в паре совсем изменили свое отношение к коллективной работе и работе в группе.
На уроке не все дети предлагали свои идеи и не все принимали участие в работе потому, что для учеников эта работа была непривычной, они ранее не работали в группах, парах.. За такой короткий срок приучить к новым формам работы на уроке у меня не получилось. Но 33% учеников уже могут спокойно работать на уроке и выдвигать свои идеи. Во-вторых, если все ребята будут предлагать сразу идеи, то тяжело будет воспринимать информацию как учителю так и ученику. Но, я думаю, что в будущем эта стратегия будет работать эффективно.
Эта стратегия помогает ученикам выразить свои идеи и мысли по заданным вопросам, а учителю позволяет понять логику мышления учеников, понять, как усвоена тема.
; в работе потому, что для учеников эта работа была непривычной, они ранее не работали в группах, парах.. За такой короткий срок приучить к новым формам работы на уроке у меня не получилось. Но 33% учеников уже могут спокойно работать на уроке и выдвигать свои идеи. Во-вторых, если все ребята будут предлагать сразу идеи, то тяжело будет воспринимать информацию как учителю так и ученику. Но, я думаю, что в будущем эта стратегия будет работать эффективно.
Эта стратегия помогает ученикам выразить свои идеи и мысли по заданным вопросам, а учителю позволяет понять логику мышления учеников, понять, как усвоена тема.