STEM – технологии – новая ступень в развитии интеллектуальных способностей и предпосылок научно – технического творчества детей дошкольного возраста - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 133
  • Скачиваний: 14

Сегодняшний мир не похож на вчерашний,

 а завтрашний – не будет похож на сегодняшний!

  1. Введение

          Закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС  ДО), государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 -2025 годы и «Стратегия развития воспитания до 2025 года» установили новые целевые ориентиры развития системы образования в Российской Федерации: создание механизма её устойчивого развития, обеспечение соответствия  вызовам XXI века, требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

          Исследователи убеждены, что 65% современных дошкольников в будущем овладеют профессиями, которые на сегодняшний день не существует. В перспективе молодым специалистам потребуются навыки и умения из разных технологических областей, как естественных наук, так и инженерии.

          Не секрет, что сегодня, у большинства выпускников инженерных вузов не сформировано инженерное мышление. Причиной, которого могут быть упущение, как в профессиональном развитии, так и в развитии дошкольного возраста, а именно:

  • недостаточное внимание уделялось развитию конструктивного мышления на всех уровнях образования;
  • низкий уровень развития воображения и творческого мышления, основы которого закладывались в период формирования базовой культуры личности в дошкольном возрасте»;
  • низкий уровень развития воображения и творческого мышления, основы которых закладывались в период формирования базовой культуры личности в дошкольном возрасте;
  • неумение работать в команде, боязнь брать на себя лидерство;
  • отсутствие уважения к интеллектуальному труду.

          Из этого можно сделать вывод, что формирование современного инженера необходимо начинать уже в дошкольном возрасте.

          Динамично развивающиеся технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека. В настоящее время очень актуальна система STEM – образования. Данная система развивается как один из трендов и в полной мере отвечает запросам государственной политики в сфере образования Российской Федерации.

          STEM – образование основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграцию четырёх дисциплин: естественные науки, технология, инженерное искусство, математика в единую схему. Наши  дошкольники должны быть готовы к школьным инновациям. Поэтому вектор дошкольного образования совпадает с потенциалом STEM – образования.

В настоящее время Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад комбинированного вида «Солнышко» (далее – ДОУ «Солнышко») занимает одну из лидирующих позиций в муниципальной системе образования Куйбышевского района Новосибирской области, является одним из лучших образовательных учреждений города, района, пользуется спросом и авторитетом у родителей.

 Основная цель нашего учреждения - всестороннее развитие ребёнка, которое предусматривает охрану и укрепление его здоровья, обеспечение полноценного физического и психического развития, формирование гармонически развитой личности ребёнка для его успешной адаптации и интеграции в общество.

          Важным направлением работы педагогического коллектива является внедрение STEM – технологий в образовательный процесс ДОУ.

          Были созданы следующие условия:

  • инновационная материально-техническое обеспечение: центр конструирования - LEGO, центр  -«Конструкторы нового поколения», мултстудия «Колобок»,студия  «Песочная анимация», центр «Куборо», 3Д ручки,  в групповых помещениях оборудованы: центры экспериментирования - мини-лаборатории «Почемучки», центры конструктивно – модельной деятельности;
  • педагоги повысили профессиональную компетентность по вопросам формирования научно-технического и художественного (инженерного) мышления;
  • организованна методическая работа в ДОУ, способствующая повышению профессионального уровня педагогов ДОУ в области освоения и применения, современных STEM – технологий;
  • разработано программно - методическое сопровождение по использованию

        STEAM - технологий в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с «Парциальной модульной программы развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно – техническое творчество», разработанной Т.В. Волосовец, В.А.Марковой.

        STEAM вдохновляет наших воспитанников – будущее поколение изобретателей, новаторов и лидеров: проводить исследования как учёные, моделировать как технологи, конструировать как инженеры, созидать как художники, аналитически мыслить, как математики, и играть как дети.

Исходя из этого, определили цель – развитие интеллектуальных способностей и предпосылок научно – технического творчества у детей дошкольного возраста через реализацию образовательных модулей в приоритетных видах деятельности дошкольников.

2.1. Образовательный модуль

«Экспериментирование с живой и неживой природой»

        Образовательный модуль позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями.

Опыт работы творческой группы педагогов ДОУ «Солнышко»

 

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы, оказываясь

на более высоком умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл»

К. А. Тимирязев

Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка?

Много раз  задавали себе этот вопрос и  пришли к выводу, что это можно сделать с помощью опытно - экспериментальной деятельности. Именно это направление является приоритетным в нашей работе с детьми.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: познавательно - исследовательскую, игровую, трудовую, коммуникативную. Ребенок сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творческие способности ребенка.

Так изучая свойства воздуха, дети с помощью опытов самостоятельно приходят к выводу, что он находится вокруг нас, бесцветный, его можно сжать. А сколько интересных способов применения свойств воздуха они предлагают. От полетов на воздушном шаре, до жизни на дне моря под стеклянной воронкой. А сколько неподдельного интереса вызывают у детей опыты с мыльными пузырями. Разве можно остаться равнодушным….

Изучая и анализируя работы отечественных педагогов Н. Н. Поддьяковой, А. П. Усовой, Е. Л. Панько, Г. М. Ляминой, можно сказать о том, что «детское экспериментирование» претендует на роль ведущей деятельности  в период дошкольного развития». В первые три года – практически единственный способ познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский. К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность входит в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Наши милые «Любознайки», и  «Почемучки» - так  называем  своих воспитанников, потому что психологи и педагоги считают, что ребенок рождается исследователем, эта особенность заложена в них природой. Их любопытство,  стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем мире рассматриваются как  черты детского поведения. Это объясняется тем, что  дошкольникам присуще наглядно - действенное и наглядно - образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

 «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам», говорил  Р. У. Эмерсон (американский поэт и философ).

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается. Одним из основных принципов дошкольного образования, указанных в ФГОС ДО,  является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО рекомендуется ежедневно организовывать проблемные ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников, так как социально – нормативные  возрастные характеристики (целевые ориентиры) гласят: «на этапе завершения дошкольного образования ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы…».

Исходя из этого, определили цель -  создать условия, обеспечивающие формирование познавательного интереса и познавательных действий у  старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Для достижения цели поставили следующие задачи:

  • развивать познавательный опыт детей путем включения их в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия,
  • развивать познавательную мотивацию на основе партнерских отношений взрослого с детьми, а также самостоятельной деятельности,
  • организовать развивающую предметно-пространственную среду посредством создания в группе научной мини-лаборатории «Почемучка»,
  • привлечь семьи воспитанников в образовательный процесс, с целью повышения их компетентности в вопросе организации и проведения совместной опытно-экспериментальной деятельности.

Работу по организации познавательно – исследовательской деятельности  строили на основе комплексно-тематической модели (согласно классификации моделей образовательного процесса, представленную Н.А.Коротковой), придающей систематичность образовательному процессу,  где есть стандартный набор тем, представленных в виде картотеки опытов  по следующим направлениям:

  • живая природа (характерная особенность сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов);
  • неживая природа (воздух, почва, вода, магниты, звук, свет, космос);
  • человек (функционирование организма, рукотворный мир, свойства материалов).

А также на принципах предметно-средовой модели, где есть ненавязчивая позиция педагога, как непосредственного партнера, организующего развивающую предметно – пространственную среду для самостоятельной деятельности детей.

Содержание опытно-экспериментальной деятельности дошкольников реализовали в двух основных составляющих блоках образовательного процесса:

  • совместная партнерская деятельность взрослого с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Совместную партнерскую познавательно - исследовательскую деятельность с воспитанниками включали в разные формы работы: непрерывно  образовательную деятельность (далее – НОД) по ознакомлению с окружающим миром, отдельные опыты и эксперименты; совместные исследовательские проекты.

Данную деятельность организовали по следующим этапам:

  1. Постановка проблемы:

а) самостоятельно создавали проблемную игровую ситуацию (в рамках тематического планирования), решение которой приводит к открытию каких-либо закономерностей,

 б) проблема формировалась самим ребенком (проблема, поставленная ребёнком, может не входить в тематический план).

 2. Поиск путей решения проблем, выдвигание гипотез:

 - дети проводили эксперимент, не зная его результата, и таким образом находили ответы на свои вопросы,

- дети предсказывали варианты, а затем проверяли, правильно ли они думали.

Стиль общения носил демократичный характер, во-вторых, старались быть всегда вместе (рядом) с детьми и если  видели, что кто-то из детей затрудняется, то  подходили к нему,  а в – третьих, иногда  результат эксперимента неизвестен был даже нам (например «Огород на подоконнике»).

3.Обсуждение полученных результатов.

4.Фиксация результатов (дневники наблюдений, тетради для опытов), формулировка выводов.

Данный алгоритм деятельности использовали и при проведении опытно-экспериментальной деятельности в рамках исследовательских проектов.

Использование метода проекта в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволил повысить самостоятельную активность детей, так как при реализации любого вида проекта,  решали задачи самого широкого плана:

  • становление инициативы детей в рамках того вида деятельности, который представлен в проекте,
  • развитие общих познавательных способностей,
  • развитие способности к планированию собственной деятельности,
  • развитие произвольного усилия, направленного на достижение результата.

 В групповых помещениях оборудовали центры экспериментирования - мини-лаборатории «Почемучки», материалы, которых  находятся в доступном для детей месте. Они постоянно пополняются  новыми материалами для опытов и экспериментирования, в соответствии с возрастом детей и их индивидуальными особенностями. Для осуществления экспериментальной деятельности имеются различные емкости, мерки, наборы для опытов.

Большой интерес «Любознайки» проявляли к экспериментам с водой, воздухом, магнитами, природным электричеством, солнечной энергией.

На территории ДОУ эффективно функционирует экологическая тропа, которая позволяет обогащать и систематизировать экологические знания у дошкольников как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ).

Прогулки дают возможность в полном объёме знакомить детей с природными объектами, правилами поведения в природе. Всё это способствует закреплению и обогащению речевого материала, отрабатываются навыки правильного звукопроизношения, развиваются психические процессы. Такие формы работы с детьми, как экскурсии по центрам экологической тропы, наиболее продуктивно решают все поставленные задачи.

Экологическая тропа включает в себя различные центры; в весеннее – летний период обновляется клумба «Лекарственная аптека» для изучения целебных свойств растений нашего региона; круглогодично работает «Птичья столовая»  для наблюдений за пернатыми друзьями нашего края и др..

Так же ребятам интересен и мир  растений. Весной самостоятельно посадили, а затем в течение лета и осени  наблюдали   за ростом и развитием цветов на клумбе,  капусты, фасоли, укропа на огороде. Оценивали состояние природных объектов, как живых организмов, так и среды обитания – хватает ли света растениям, необходим ли полив, рыхление земли и т. д.  Все свои наблюдения и опыты дети зарисовывали, а затем мы вместе делали выводы.

Самыми любимыми играми у наших «Почемучек» -  это игры с лупами, зеркальцами, сосудами с отверстиями (откуда выливается вода), с контейнерами (где дети ищут зверушек, узнают запахи цветов и фруктов), с бросовым материалом (шнурки, ленточки, прищепки, перышки, пробки, липучки, пуговицы, семена). Играя и экспериментируя, дети сами  открыли много нового и необычного, интересного и загадочного, стали при этом более   самостоятельными.

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда помогла максимально реализовать такие качества как:                  

  • проявление  ребенком любознательности,
  • интерес к причинно – следственным связям,
  • задавать вопросы взрослым и сверстникам,
  • самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы,
  • склонность к наблюдениям, экспериментированию,
  • активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми,
  • соблюдать правила безопасного поведения.

Как показывает опыт взаимодействия с родителями, познавательно-исследовательская деятельность  интересна не только  детям.

Ребята рассказали о своих открытиях и волшебных превращениях  родителям. Они заинтересовались, и  создали условия для проведения опытов для детей дома.

Мы же свою очередь активно использовали разнообразные формы работы с родителями: оформила папки, тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки, наглядную информацию в родительском уголке; провела родительские собрания, консультации, мастер – классы,  открытые  НОД,  на которых показала родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний. Пытались донести до родителей,  что самые ценные и прочные знания  не те, что усвоены путем заучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Для родителей создали картотеку  опытов и экспериментов, которые можно провести дома совместно с ребенком.

 Совместно с родителями и детьми собраны различные коллекции, семян, камней, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.).

 Организовали взаимодействие с родителями как:

  • совместное детско-взрослое творчество: родители с большим интересом изготовили книжки - малышки, оформили альбомы, плакаты, организовали фотосессии, принимали участие в тематических выставках;
  • совместную детско-взрослую познавательно-исследовательскую деятельность в ходе проектов. В группе при участии родителей реализован проект: «Волшебное зернышко».

Использовали во взаимодействии с родителями форму работы -  анкетирование, с целью выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребёнка дома.

По результатам ответов я увидела, что родители заинтересованы в развитии познавательного интереса детей, способствуют совершенствованию их экспериментальной деятельности.

В группе «Колобок»  реализовали  программу кружка «Клуб почемучек».

Цель кружковой работы – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению. Именно здесь исследование окружающего мира проходило в увлекательной игровой форме посредством современных перспективных методик, направленных на активизацию познавательной деятельности ребёнка (естественно - научные опыты, наблюдения, наглядное моделирование).

Аристотель верно подметил: «Познание начинается с удивления». Поэтому для достижения успеха в познавательно-исследовательской деятельности детей старались вызывать интерес  у воспитанников к содержанию деятельности через сюрпризные моменты, познавательные мотивы, проблемные  ситуации и ситуации выбора.  Предлагали  ребятам  доступный для их возраста материал с рациональным соотношением известного и неизвестного. 

Использовали  метод работы в паре «воспитатель-ребенок», где обязательно формировали  в воспитаннике уверенность: «У тебя все получится!». Важно, чтобы каждый ребёнок обязательно переживал личный успех и радовался успехам товарищей.

А. В. Запорожец отмечал, что познавательно-исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через побуждение, но и изнутри – путем построения деятельности педагога и ребенка.

Анализируя проделанную работу, можно сказать, что у детей возрос интерес к  познавательно – исследовательской деятельности. Дети стали способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по среде обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое вызывают у детей особый интерес и множество вопросов. Наблюдается положительная динамика уровня развития мелкой моторики. Улучшились показатели внимания, мышления, связной речи. Дети обрели уверенность в себе,  начали чувствовать себя маленькими волшебниками, учёными. Родители проявляют творческую активность и интерес к достижениям детей.

Таким образом, с уверенностью можно сказать, что  экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

2.2.Образовательный модуль

«LEGO – конструирование»

Данный модуль в игровой форме позволяет познакомить детей с моделированием при помощи конструктора LEGO и «Конструкторов нового поколения». Через образовательный модуль «LEGO – конструирование»  у детей развивается способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности; - свободное овладение родным языком, умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию. Ведь главный девиз STEM – программы «Минимум теории, максимум практики».

Опыт работы творческой группы педагогов ДОУ «Солнышко»

         Конструирование – одно  из современных направлений развития ребёнка, оказывающее положительное влияние на всестороннее развитие дошкольников. Конструктивная деятельность – это мощное средство умственного развития дошкольника.

Современные конструкторы: LEGO и «Конструкторы нового поколения» - уникальное средство развития, обучения и воспитания детей, которое не только готовит детей к  изучению технических наук, но и развивает пространственную ориентировку, умение анализировать и сопоставлять, моделировать, планировать, находить связи и закономерности, развивает восприятие и конструктивное мышление, воображение и фантазию, творческие способности,  формирует положительную мотивацию к обучению в школе.

В течение  2019 -2020 учебного года по запросу родителей и  интересам воспитанников мною были реализованы программы: «Солнечная страна – ЛЕГО» и  «Чудесная мастерская».

Новизна Программ  заключалась в том, что конструкторы  помогли детям:

  • проводить исследования как учёные;
  • моделировать как технологи;
  • конструировать как инженеры;
  • созидать как художники;
  • аналитически мыслить, как математики;
  • и играть как дети.

Педагогическая целесообразность программы заключалась в том, что  будущий инженер должен быть человеком творческим с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащённости и умением самостоятельно создавать новые технические формы.

Практическая направленность программ  -  развитие у детей 5 -7 лет инженерного мышления. Это  вид познавательной деятельности, направленный на исследование, создание и эксплуатацию модели. Мышление инженера основывается на умении самостоятельно выстроить алгоритм действий при последовательности изготовления продукта. 

     Для занятий  с конструкторами были выбраны следующие формы деятельности:

Конструирование по образцу

В основе лежит подражательная деятельность, обеспечивающая переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

Конструирование по модели

 Предлагается определённая задача, но не даётся способа её решения.

Конструирование по условиям (носит проблемный характер)

Не давая детям образца постройки, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчёркивают практическое её назначение.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам

Конструирование по замыслу

Большие возможности для развёртывания творчества детей, но это зависит от уровня имеющихся знаний и умений.

Конструирование по теме

Предлагается общая тематика, и они сами создают замыслы конкретных построек.

Каркасное конструирование

Дети, глядя на каркас, должны домыслить, как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому же каркасу разные дополнительные детали.

Цели и задачи реализации Программы.

        Цель: развитие  конструктивного творчества у  детей старшего дошкольного возраста посредством работы с конструкторами «нового поколения».

Задачи Программы:

Обучающие:

  • учить конструированию по образцу, модели, чертежу, условиям, теме, по собственному замыслу;
  • учить обдумывать замысел будущей постройки, представлять её общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом;

Развивающие: 

  • развитие у дошкольников интереса к моделированию и конструированию, стимулирование детского технического творчества;
  • развитие пространственного и технического мышления, активизирование мыслительных процессов дошкольников (творческое решение поставленных задач, изобретательность, поиск нового и оригинального);
  • развитие наблюдательности, уточнение представлений о форме предметов и их частей, их пространственном расположении, относительной величине, различии и сходстве;
  • формирование предпосылок учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
  • пробуждение творческой активности и воображения ребёнка, желания включаться в творческую деятельность;
  • развитие коммуникативных навыков детей при работе в паре, коллективе; выявление одарённых талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • формирование у детей познавательной и исследовательской активности, стремление к умственной деятельности.

Воспитательные: 

  • учить согласовывать свою работу с действиями товарищей, оказывать помощь друг другу, доброжелательно откликаться на просьбы товарищей, быть чуткими и внимательными к их работе;
  • воспитание у детей способности мотивировать свои предложения, осмысливать предложения товарищей и умение выбрать лучший вариант, отказавшись от своего, если он окажется не совсем удачным.

        Изюминка нашей совместной творческой деятельности с детьми в том, что все образцы наших моделей были придуманы «юными инженерами». Созданы альбомы образцов и творческих работ.

Занятия по развитию конструктивных способностей воспитанников проводили в сказочно – игровой форме с сопровождением художественного слова и музыкального сопровождения, что значительно повышало интерес детей к созданию творческих работ и развивало фантазию и воображение.

Результаты, проведённого мониторинга показали положительную динамику развития конструктивных навыков и креативного мышления у детей. Воспитанники научились воспроизводить конструкцию по образцу и схеме, самостоятельно находить способы конструктивного решения в результате практических поисков, определять пространственное расположение деталей.

Таким образом, у детей повысился уровень развития мелкой моторики, психических процессов, конструктивных способностей, что в целом говорит о позитивной тенденции по формированию у дошкольников интереса к конструктивному творчеству. Это подтверждают кадры видео – фильма и презентации.

2.3. Образовательный модуль

«Мультстудия «Колобок» и студия «Песочная анимация»

Обязательной частью STEM-образования является знакомство детей с цифровыми технологиями. Подспорьем в этом является модуль «Мультистудия «Колобок» и студия «Песочная анимация». Он позволяет суммировать и на современном уровне демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного мультипликационного фильма. Это достижимо через освоение информационно-коммуникативных, цифровых и медийных технологий, через продуктивный синтез художественного и технического творчества детей.

Опыт работы творческой группы педагогов ДОУ «Солнышко»

Чтобы вовлечь  дошкольников в творческую работу с применением компьютерных  технологий мы разработали и реализовали  программу кружка «Юные мультипликаторы» и организовали творческую деятельность в студии « Песочная анимация»

Занятия в  мультстудии проходила  в рамках кружковой работы.  Анимация даёт возможность прикоснуться к «чуду» - оживление картинки собственными руками. Превращение статического, неподвижного в движущееся и живое изображение даёт возможность ребёнку почувствовать себя маленьким творцом собственной реальности.

Работая над мультфильмом, дети сами создавали героев мультфильма, приобретали навыки коллективной и проектной работы, ведь автор мультфильма – это не только художник, но ещё и сценарист, режиссер и музыкант. И всеми этими профессиями понемногу ребята учились сообща. В процессе создания мультфильма стираются границы между отдельными видами деятельности. В этом целостность «анимационной педагогики».

Нашими первыми зрителями были воспитанники ДОУ, педагоги и родители. Мы пригласили их на премьеру наших мультфильмов (Приложение №11). Все были в восторге от слаженной работы «юных мультипликаторов».

Педагог Скучеляс Ю.С., реализуя программу кружка «Песочные истории», также создаёт в своей студии «Песочная анимация» мультфильмы по произведениям А.Барто.

Таким образом, мультипликационная студия является неоспоримой инновацией в деятельности ДОУ, универсальным образовательным пространством, внутри которого происходит целостное развитие личности ребёнка, раскрытие внутреннего мира каждого воспитанника.

2.4. Образовательный модуль

«Робототехника»

        Модуль «Робототехника» является одним из самых востребованных в современном образовательном процессе. Сегодня дети с раннего возраста окружены автоматизированными системами, и от их умения ориентироваться в составляющих научно - технического прогресса зависит дальнейшая интенсификация производства.

Работа с модулем позволяет совершенствовать навыки логического и алгоритмического мышления; сформировать прочную базу для дальнейшего обучения в области программирования; научить детей собирать дополнительную информацию, необходимую для дальнейшей работы, и критически её оценивать; планировать, детально продумывать и моделировать тот или иной процесс (объект) в учебных и практических целях; уметь находить закономерности, акцентировать внимание на частностях, давать типовую оценку, схематизировать, применять систему условных обозначений; наконец, объективно оценивать результат своей деятельности в нашей стране и во всем мире.

Для развития умения ориентироваться на плоскости, программирования учителя – логопеды - дефектологи, педагог – психолог на своих занятиях используют интерактивного  робота «ПроКубика». Он прост в управлении и имеет дружелюбный дизайн. С помощью данного устройства дети могут с лёгкостью изучать программирование, задавая план действий и разрабатывать для него различные задания.

        Благодаря таким занятиям дети стали более внимательными, научились работать в группах, читать схемы, работать по образцу и по замыслу, стараются доводить начатое дело до конца. Ведь все эти качества, а также полученные знания, умения и навыки пригодятся ребятам в будущем.

2.5. Образовательный модуль

Моделирование пространства. «Куборо», «3Д ручки»»

Опыт  работы педагогов ДОУ «Солнышко»

Поскольку образовательная деятельность детей дошкольного возраста, реализуется за счет опоры на соответствующие психические функции – внимание, память, восприятие, мышление, речь, моторные и пространственные функции, волевую сферу, отставание в развитии любой из них, даже при нормальном онтогенезе, может привести к трудностям в усвоении учебного материала в школе.

Наш детский сад посещают дети с нарушением зрения, речи, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы. На своих  занятиях  я использую наряду с другими дидактическими материалами, игровые и строительные наборы «Куборо» (Cuboro):  Cuboro Basis (Базис), Набор Cuboro cugolino basis (Куголино Базовый), а также «Методическое пособие Cuboro – думай креативно».

Отечественные педагоги и  исследователи: А.Р. Лурия, В.Г. Нечаева, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова и др.  отмечали  значительную роль конструктивной деятельности в развитии ребенка, поскольку она сочетает в  себе как игровую, так и учебную деятельность и оказывает существенное влияние на развитие  когнитивных процессов у детей дошкольного возраста как с нормой развития, таки с ОВЗ.

Игровая развивающая система Cuboro, представляет собой деревянный конструктор, состоящий из симметрично дополняющих друг друга кубиков и стеклянных шариков.

Набор Cuboro Basis (Базис) включает в себя 30 кубиков размерами 5 х 5 х 5 см. С помощью этих кубиков может быть создан путь, который приведет шарик от начала до конца маршрута. Большинство кубиков набора Cuboro Basis (Базис) имеют на поверхности желоба самых разных форм, но все единого размера. Благодаря им из кубиков набора Cuboro Basis (Базис) можно построить конструкцию, напоминающую лабиринт, по которой будет двигаться стеклянный шарик. Такие конструкции называются двухмерными. Среди кубиков набора basis (базис) есть кубики с тоннелями внутри, благодаря которым можно построить трёхмерные конструкции. Всего набор basis (базис) содержит 30 кубиков, из них 13 с различными функциями. 

Набор Cugolino basis (Куголино Базовый), впрочем, как и вся линейка серии конструкторов Cugolino, прекрасно сочетается со всеми конструкторами марки Cuboro. Серия Cugolino не просто идеально подходит для любого деревянного набора, но и «украшает» его, так как содержит элементы синего, зеленого и красного цветов. Треугольные элементы можно использовать не только в качестве крыши для сооруженного вами замка, но и для прохода стеклянного шарика по желобу. А благодаря кубикам-«ускорителям» вы сможете разогнать шарик по длинным прямым и волнообразным элементам.

 «Методическое пособие Cuboro – думай креативно». Представляет собой Каталог из 102 карточек.  По сути, это Книга-путеводитель для обучения персонала, которая является дидактическим пособием для карточек с заданиями с предлагаемыми решениями, примечаниями и пояснениями.
Кроме того, к пособию прилагается  CD-диск (в конце книги) с печатными шаблонами карточек с заданиями, краткий словарь cuboro и другие печатные шаблоны.

Пособие содержит след

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: