Художественная литература как средство обогащения речевой культуры детей дошкольного возраста - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 82
  • Скачиваний: 10

Статья

«Художественная литература как средство обогащения речевой культуры детей дошкольного возраста»

 

Котова Ольга Николаевна, воспитатель

                                                       ГККП  «Ясли/сада №18 «Балдырған»

 

        Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет "божий" выползает как-будто неизвестно откуда взявшееся плохое.

                                                                                                В.А. Сухомлинский

 

      Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее влияние на развитие и обогащение речи. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы  литературного языка.

Знакомство с художественной литературой оказывает большое влияние и на нравственно-этические чувства детей.

      В старшем дошкольном возрасте дошкольники уже способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

Отбор книг для детского чтения – одна из сложнейших проблем педагогики. Что предпочтительнее читать детям, как определять круг детского чтения, какие литературные произведения должны в него войти – все эти вопросы издавна считались   и считаются дискуссионными.

Считаю, что ответственность отбора произведений для детского чтения определяется тем, что речь идет о первом опыте встречи ребенка с художественной литературой на важном этапе развития личности – этапе дошкольного детства.

Поэтому целью  моей работы по теме творческого поиска «Роль художественной литературы в развитии  речи детей дошкольного возраста» является  эффективное использование художественной литературы в развитии  детей старшего дошкольного возраста. посредством повышения качества работы по ознакомлению детей с художественной литературой и фольклором, обучению их рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек, работа по развитию образности, выразительности речи и начальных форм словестного творчества. 

Для достижения цели я выделила следующие задачи:

  • • Сформировать интерес к художественной литературе.
  • • Расширять и активизировать словарный запас детей.
  • • Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
  • • Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
  • • Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
  • • Развивать творческие способности у детей.

Новизна  моей работы  состоит в том, что я предлагаю качественно изменить отношение к художественной литературе для формирования у детей дошкольного возраста интереса к устному творчеству. Данную работу можно считать поисково-изобретательской, поскольку в ней предлагается новый взгляд на использование художественной литературы в работе с детьми дошкольного возраста.

  Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:

  • • создание речевой развивающей среды;
  • • работа с детьми;
  • • работа с родителями;
  • • работа с социумом (детская библиотека, музеи,  театр, и др.).

    В процессе работы я  знакомлю детей  с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями, ярким и образным языком; ввожу их  в мир художественных образов, развивая эмоциональное отношение к явлениям природы и взаимоотношениям людей.

Художественную деятельность с детьми я провожу посредством: инсценирования любимых книг;  игр – драматизаций; творческих ролевых игр на основе литературной темы; просмотр кукольного и теневого театра;  видеофильмов; литературных утренников и развлечений. 

Знакомство детей с художественной литературой, даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей. Чтобы в ребёнке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств.

      Для проведения эффективной работы с родителями я использую следующие формы: анкетирование,  беседа, рекомендации,  консультации, родительские собрания, наглядная агитация (фотогазеты, фотоширмы), участие в проектах.

Заключение

       Подводя итоги моей работы по теме творческого поиска «Роль художественной литературы в развитии  речи детей дошкольного возраста» можно отметить, что у детей повысился не только уровень развития речи, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.

  Прослеживается положительная динамика уровня развития речи воспитанников в системе организованной учебной деятельности  посредством  чтения  художественной литературы, а именно:

Дети, имеющие:

-3уровень (55%) -        узнают жанр рассказа, называют 3-4 основных отличия рассказа от сказки, аргументировано отвечают на вопросы педагога по содержанию рассказа. Проявляют интерес к слушанию, рассказыванию, охотно пересказывают,  сохраняя сюжет, передавая образы.  Вспоминают  более 3 стихотворений по возрасту, выразительно читают любимое стихотворение. Проявляют интерес к сочинению сказок,  отгадыванию и их загадыванию. Самостоятельно придумывают 1-2 загадки. Называют 2-3 иллюстратора детских книг, активное желание рисовать по произведениям,

Литературный опыт достаточно богат, разнообразен, наличие серьезного отношения к литературе в семье.

-2 уровень (38%)         - ошибаются в названии жанра, вспоминают 1-2 рассказа или автора, отвечают не на все вопросы по содержанию рассказа. Наизусть ни одного произведения  прочесть не могут. Интерес к сказкам выражен довольно ярко, мотивируется увлекательностью сюжета, наличием чудес, волшебства. Ребенок называет 3-4 сказки, выделяет любимую, проявляет интерес к ее содержанию. Есть интерес к слушанию и разыгрыванию, реже – к рассказыванию и придумыванию.  Называет 1 иллюстратора, есть общие суждения о необходимости иллюстраций, ограниченный опыт рисования по произведениям. Чаще смотрит телевизор.

-1 уровень (7%)  - не соглашаются  придумывать загадку после примера взрослого, попытка самостоятельного сочинительства неудачна даже при наличии  наглядности. Не всегда отгадывает и загадывает загадку. Не называют иллюстраторов,  отрицает опыт рисования по произведениям, нет желания рисовать. Недостаточность литературного опыта, нет интереса к литературе, дома мало читают. Не вспоминают ни одного  стихотворения по возрасту или 1-2  для малышей.  Сказки слушают, но не рассказывают, не умеют придумывать. Требуется помощь взрослого.

       Главный результат проведенной мною работы в том, что дети любят книги, внимательно слушают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют. Художественная литература способствует развитию чувств, речи, интеллекта, определяет положительное отношение к миру.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: