Статья
«Художественная литература как средство обогащения речевой культуры детей дошкольного возраста»
Котова Ольга Николаевна, воспитатель
ГККП «Ясли/сада №18 «Балдырған»
Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет "божий" выползает как-будто неизвестно откуда взявшееся плохое.
В.А. Сухомлинский
Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее влияние на развитие и обогащение речи. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы литературного языка.
Знакомство с художественной литературой оказывает большое влияние и на нравственно-этические чувства детей.
В старшем дошкольном возрасте дошкольники уже способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.
Отбор книг для детского чтения – одна из сложнейших проблем педагогики. Что предпочтительнее читать детям, как определять круг детского чтения, какие литературные произведения должны в него войти – все эти вопросы издавна считались и считаются дискуссионными.
Считаю, что ответственность отбора произведений для детского чтения определяется тем, что речь идет о первом опыте встречи ребенка с художественной литературой на важном этапе развития личности – этапе дошкольного детства.
Поэтому целью моей работы по теме творческого поиска «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста» является эффективное использование художественной литературы в развитии детей старшего дошкольного возраста. посредством повышения качества работы по ознакомлению детей с художественной литературой и фольклором, обучению их рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек, работа по развитию образности, выразительности речи и начальных форм словестного творчества.
Для достижения цели я выделила следующие задачи:
- • Сформировать интерес к художественной литературе.
- • Расширять и активизировать словарный запас детей.
- • Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
- • Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
- • Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
- • Развивать творческие способности у детей.
Новизна моей работы состоит в том, что я предлагаю качественно изменить отношение к художественной литературе для формирования у детей дошкольного возраста интереса к устному творчеству. Данную работу можно считать поисково-изобретательской, поскольку в ней предлагается новый взгляд на использование художественной литературы в работе с детьми дошкольного возраста.
Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:
- • создание речевой развивающей среды;
- • работа с детьми;
- • работа с родителями;
- • работа с социумом (детская библиотека, музеи, театр, и др.).
В процессе работы я знакомлю детей с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями, ярким и образным языком; ввожу их в мир художественных образов, развивая эмоциональное отношение к явлениям природы и взаимоотношениям людей.
Художественную деятельность с детьми я провожу посредством: инсценирования любимых книг; игр – драматизаций; творческих ролевых игр на основе литературной темы; просмотр кукольного и теневого театра; видеофильмов; литературных утренников и развлечений.
Знакомство детей с художественной литературой, даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей. Чтобы в ребёнке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств.
Для проведения эффективной работы с родителями я использую следующие формы: анкетирование, беседа, рекомендации, консультации, родительские собрания, наглядная агитация (фотогазеты, фотоширмы), участие в проектах.
Заключение
Подводя итоги моей работы по теме творческого поиска «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста» можно отметить, что у детей повысился не только уровень развития речи, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.
Прослеживается положительная динамика уровня развития речи воспитанников в системе организованной учебной деятельности посредством чтения художественной литературы, а именно:
Дети, имеющие:
-3уровень (55%) - узнают жанр рассказа, называют 3-4 основных отличия рассказа от сказки, аргументировано отвечают на вопросы педагога по содержанию рассказа. Проявляют интерес к слушанию, рассказыванию, охотно пересказывают, сохраняя сюжет, передавая образы. Вспоминают более 3 стихотворений по возрасту, выразительно читают любимое стихотворение. Проявляют интерес к сочинению сказок, отгадыванию и их загадыванию. Самостоятельно придумывают 1-2 загадки. Называют 2-3 иллюстратора детских книг, активное желание рисовать по произведениям,
Литературный опыт достаточно богат, разнообразен, наличие серьезного отношения к литературе в семье.
-2 уровень (38%) - ошибаются в названии жанра, вспоминают 1-2 рассказа или автора, отвечают не на все вопросы по содержанию рассказа. Наизусть ни одного произведения прочесть не могут. Интерес к сказкам выражен довольно ярко, мотивируется увлекательностью сюжета, наличием чудес, волшебства. Ребенок называет 3-4 сказки, выделяет любимую, проявляет интерес к ее содержанию. Есть интерес к слушанию и разыгрыванию, реже – к рассказыванию и придумыванию. Называет 1 иллюстратора, есть общие суждения о необходимости иллюстраций, ограниченный опыт рисования по произведениям. Чаще смотрит телевизор.
-1 уровень (7%) - не соглашаются придумывать загадку после примера взрослого, попытка самостоятельного сочинительства неудачна даже при наличии наглядности. Не всегда отгадывает и загадывает загадку. Не называют иллюстраторов, отрицает опыт рисования по произведениям, нет желания рисовать. Недостаточность литературного опыта, нет интереса к литературе, дома мало читают. Не вспоминают ни одного стихотворения по возрасту или 1-2 для малышей. Сказки слушают, но не рассказывают, не умеют придумывать. Требуется помощь взрослого.
Главный результат проведенной мною работы в том, что дети любят книги, внимательно слушают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют. Художественная литература способствует развитию чувств, речи, интеллекта, определяет положительное отношение к миру.