Сравниваем «работу» букв:Е, Ё, Ю, Я - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 147
  • Скачиваний: 9

Конспект урока обучения грамоте

Провела: Рудых Людмила Евдокимовна

Тема урока: Сравниваем «работу» букв:Е, Ё, Ю, Я.

Цель урока: закрепить изученное о звуке [й*], способах его обозначения буквами Е, Ё, Ю,Я и их роли в словах; формировать навыки чтения на всём диапазоне букв алфавита.

Задачи: 1) учить различать на слух сочетания [й*э], [й*о], [й*у], [й*а].

2) воспитывать интерес культуру учебного труда, прививать интерес к родному языку.

3) способствовать развитию памяти, внимания, мышления, устной речи и фонематического слуха.

Формируемые УУД:

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке, оценивать правильность выполнения задания, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы.

Коммуникативные:формирование социальной роли ученика, положительного отношения к учебе, умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Материалы: рабочие таблицы для групп; карточки со словами; карточки –фишки с условными обозначениями звуков; тексты сказки; презентация.

1. Организационный момент.

Создание положительного на урок.(2 слайд)

С добрым утром!

Начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не скучать,

А работать и читать!

- Сегодня на уроке мы будем читать, наблюдать, всё повторять.

2.Актуализация знаний. (3 - 4слайды)

- Отгадайте загадки.

1) Носит перья яркие,

Любит страны жаркие.

Не поёт, но говорит,

Что услышит, повторит. (попугай)

2) Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко загремела:

«Пейте чай, вода вскипела!». (чайник)

- Прочитайте слова – отгадки и скажите, что их объединяет в одну группу? (есть буква Й)

- Где находится буква Й? (в конце и в середине слов, после букв гласных звуков)

- Какой звук она обозначает? ([й*])

- Проговорим слово по слогам и понаблюдаем место звука [й*] в слоге. (находится в конце слога, после гласного и никогда от него не отрывается)

3.Мотивация или создание проблемной ситуации

(слова на карточках)

–Прочитайте 4 группы слов.

1) Веник, тёрка, клюква, мясо.

2) Енот, ёрш, юбка, яхта.

3) Морское, поёт, белую, красная.

4) Платье, шью, съёмка, объят.

– Что объединяет все 4 группы слов? (Во всех словах есть буквы Е, Ё, Ю,Я.)

- Что мы знаем об этих буквах? (Они обозначают гласные звуки.)

- Что можете сказать о их «работе»? (Обозначают мягкость предшествующего согласного звука.)

- Можно ли сказать, что и в этих группах слов есть звук [й*]?

Цель урока: проверить, могут ли буквы Я, Е, Ё, Ю обозначать звук [й*], может ли быть у этих букв одна и та же «работа»?(слайд 5)

Предположения детей:

- Как можно проверить ваши предположения? (Сделать звуко – буквенный анализ слов.)

- Как тогда будем проверять ваши предположения? (Нужно искать буквы в словах, определять их нахождение.)

4.Исследование в группах. Составление плана действий.

- Слов очень много, чтобы дело шло быстрее и легче, как вам лучше работать? (Распределить обязанности каждому: 4 исполнителя – составляют схему одного слова; 1 редактор – собирает информацию и заносит результат в таблицу; вывод – делают все вместе; 1 лектор – выступает с результатом работы.)

- Повторим правила работы группой и составим план действий.

План действий:

(слайд 6)

1. – Прочитать слово;

2. – найти буквы в слове, определить их местонахождение;

3. –на схеме показать «работу» этих букв;

4. –сделать вывод (обозначают ли буквы Я, Е, Ё, Ю звук [й*]?);

5. – результат работы группы занести в таблицу.

5.Работа группой. Обмен информацией

- Заносим в таблицу результаты исследования групповой работы.(таблица в папке «Материалы к уроку»)

6.Физкультминутка

Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем,

А потом наоборот –

Будет вправо поворот.

Раз хлопок, два хлопок,

Повернись ещё разок,

1, 2, 3, 4 –

Плечи выше, руки шире.

Опускаем руки вниз –

И на корточки садись.

7. Организация информации. Выступление групп с результатом работы.

- Вывод, который вы сделали группой в результате исследования будет объектом оценивания звёздочкой.

1 группа– Этибуквы не обозначают звук [й*], т.к. находятся в слове после буквы согласного звука. Буква Е- звук [э], Ё - звук [о], Ю - звук [у], Я - звук [а].

2 группа – Эти буквы стоят в начале слова. Они обозначают два звука, первый звук [й*]. Буква Е- звук [й*э], Ё - звук [й*о], Ю - звук [й*у], Я - звук [й*а].

3 группа – Эти буквы стоят в середине или в конце слов после букв гласных звуков. Они обозначают два звука, первый звук [й*]. Буква Е- звук [й*э], Ё - звук [й*о], Ю - звук [й*у], Я - звук [й*а].

4 группа –: Эти буквы стоят после разделительных Ь и Ъ знаков. Они обозначают два звука, первый звук [й*]). Буква Е- звук [й*э], Ё - звук [й*о], Ю - звук [й*у], Я - звук [й*а].

- Найдите признак сходства в ваших работах. (в словах 2, 3, 4 групп буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, первый звук [й*])

- Оцените информацию с точки зрения этого признака и выделите сходную группу фактов.

8.Связывание информации, обобщение

- Какая была цель урока? (проверить, могут ли буквы Я, Е, Ё, Ю обозначать звук [й*], может ли быть у них одна и та же «работа»?)

Вывод: у букв Я, Ё, Е, Ю одна и та же работа обозначать звук Й, когда эти «хитрые» буквы стоят в начале слова, в середине или в конце после букв гласных звуков, также после разделительных Ь и Ъ знаков.

9. Чтение сказки «Рыбка для братьев»

Поймал кот Котофей на реке рыбу. Одну рыбку он съел сам. Другие повёз своим братьям на ужин.

Сначала Котофей подъехал к высокой горе. Подъём был трудным. А вниз Котофей съехал быстро.

Впереди был въезд в лес. Вот уже близко знакомая поляна. Там его ждут братья Емельян и Кирьян. Каждому он везёт по две рыбки. А ещё одну - для себя.

- Прочитайте сказку. (про себя, по «цепочке»)

- Чему она вас учит?

- На что похожа эта сказка? (на условие задачи)

- Что нужно придумать, чтобы этот текст можно было назвать задачей? (вопрос)

- Найдите в тексте слова, в которых встречается звук [й*].

- Работаем «парой». Отметьте эти слова галочкой.

- Сколько слов нашли?

- Проверим результат по эталону.

*Поймал, Котофей, братьев, съел, другие, братьям, подъехал, высокой, подъём, съехал, въезд, знакомая, его, братья, Емельян, Кирьян, ещё, своим.

- В чём сомневались, выполняя это задание? (может ли буква И обозначать звук Й*)

- В каком слове? (своим)

- Какую учебную задачу можно поставить на следующий урок?

10.Игра «Путаница». (7слайд)

Начинаю повторять:

В печке выпечен бутон,

А в петлицу вдет батон.

По траве ползёт бидон.

Молоко течёт в бетон,

А на стройке есть питон.

- Что заметили читая эти строки?

- Какие слова созвучны? (бутон, батон, бидон, бетон, питон)

- Чем они созвучны? (слог – тон)

11. Рефлексия. Самооценка деятельности учащихся. (8слайд)

- Оцените с помощью звёздочки свои достижения на уроке. Возьмите зелёную звёздочку те, кто на уроке работал отлично, в полную силу своих возможностей, чувствовал себя уверенно и помогал другим. Жёлтую звёздочку возьмите те дети, которые работали хорошо, но им удалось не всё. Красную берут те, для кого задания на уроке оказались слишком трудными и вам нужна помощь! Продолжаем зажигать наш «Небосклон успеха». Приклеим свои звёзды на наш небосклон.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: