Конспект урока обучения грамоте
Провела: Рудых Людмила Евдокимовна
Тема урока: Сравниваем «работу» букв:Е, Ё, Ю, Я.
Цель урока: закрепить изученное о звуке [й*], способах его обозначения буквами Е, Ё, Ю,Я и их роли в словах; формировать навыки чтения на всём диапазоне букв алфавита.
Задачи: 1) учить различать на слух сочетания [й*э], [й*о], [й*у], [й*а].
2) воспитывать интерес культуру учебного труда, прививать интерес к родному языку.
3) способствовать развитию памяти, внимания, мышления, устной речи и фонематического слуха.
Формируемые УУД:
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке, оценивать правильность выполнения задания, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы.
Коммуникативные:формирование социальной роли ученика, положительного отношения к учебе, умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Материалы: рабочие таблицы для групп; карточки со словами; карточки –фишки с условными обозначениями звуков; тексты сказки; презентация.
1. Организационный момент.
Создание положительного на урок.(2 слайд)
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не скучать,
А работать и читать!
- Сегодня на уроке мы будем читать, наблюдать, всё повторять.
2.Актуализация знаний. (3 - 4слайды)
- Отгадайте загадки.
1) Носит перья яркие,
Любит страны жаркие.
Не поёт, но говорит,
Что услышит, повторит. (попугай)
2) Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко загремела:
«Пейте чай, вода вскипела!». (чайник)
- Прочитайте слова – отгадки и скажите, что их объединяет в одну группу? (есть буква Й)
- Где находится буква Й? (в конце и в середине слов, после букв гласных звуков)
- Какой звук она обозначает? ([й*])
- Проговорим слово по слогам и понаблюдаем место звука [й*] в слоге. (находится в конце слога, после гласного и никогда от него не отрывается)
3.Мотивация или создание проблемной ситуации
(слова на карточках)
–Прочитайте 4 группы слов.
1) Веник, тёрка, клюква, мясо.
2) Енот, ёрш, юбка, яхта.
3) Морское, поёт, белую, красная.
4) Платье, шью, съёмка, объят.
– Что объединяет все 4 группы слов? (Во всех словах есть буквы Е, Ё, Ю,Я.)
- Что мы знаем об этих буквах? (Они обозначают гласные звуки.)
- Что можете сказать о их «работе»? (Обозначают мягкость предшествующего согласного звука.)
- Можно ли сказать, что и в этих группах слов есть звук [й*]?
Цель урока: проверить, могут ли буквы Я, Е, Ё, Ю обозначать звук [й*], может ли быть у этих букв одна и та же «работа»?(слайд 5)
Предположения детей:
- Как можно проверить ваши предположения? (Сделать звуко – буквенный анализ слов.)
- Как тогда будем проверять ваши предположения? (Нужно искать буквы в словах, определять их нахождение.)
4.Исследование в группах. Составление плана действий.
- Слов очень много, чтобы дело шло быстрее и легче, как вам лучше работать? (Распределить обязанности каждому: 4 исполнителя – составляют схему одного слова; 1 редактор – собирает информацию и заносит результат в таблицу; вывод – делают все вместе; 1 лектор – выступает с результатом работы.)
- Повторим правила работы группой и составим план действий.
План действий:
(слайд 6)
1. – Прочитать слово;
2. – найти буквы в слове, определить их местонахождение;
3. –на схеме показать «работу» этих букв;
4. –сделать вывод (обозначают ли буквы Я, Е, Ё, Ю звук [й*]?);
5. – результат работы группы занести в таблицу.
5.Работа группой. Обмен информацией
- Заносим в таблицу результаты исследования групповой работы.(таблица в папке «Материалы к уроку»)
6.Физкультминутка
Руки в стороны поставим,
Правой левую достанем,
А потом наоборот –
Будет вправо поворот.
Раз хлопок, два хлопок,
Повернись ещё разок,
1, 2, 3, 4 –
Плечи выше, руки шире.
Опускаем руки вниз –
И на корточки садись.
7. Организация информации. Выступление групп с результатом работы.
- Вывод, который вы сделали группой в результате исследования будет объектом оценивания звёздочкой.
1 группа– Этибуквы не обозначают звук [й*], т.к. находятся в слове после буквы согласного звука. Буква Е- звук [э], Ё - звук [о], Ю - звук [у], Я - звук [а].
2 группа – Эти буквы стоят в начале слова. Они обозначают два звука, первый звук [й*]. Буква Е- звук [й*э], Ё - звук [й*о], Ю - звук [й*у], Я - звук [й*а].
3 группа – Эти буквы стоят в середине или в конце слов после букв гласных звуков. Они обозначают два звука, первый звук [й*]. Буква Е- звук [й*э], Ё - звук [й*о], Ю - звук [й*у], Я - звук [й*а].
4 группа –: Эти буквы стоят после разделительных Ь и Ъ знаков. Они обозначают два звука, первый звук [й*]). Буква Е- звук [й*э], Ё - звук [й*о], Ю - звук [й*у], Я - звук [й*а].
- Найдите признак сходства в ваших работах. (в словах 2, 3, 4 групп буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, первый звук [й*])
- Оцените информацию с точки зрения этого признака и выделите сходную группу фактов.
8.Связывание информации, обобщение
- Какая была цель урока? (проверить, могут ли буквы Я, Е, Ё, Ю обозначать звук [й*], может ли быть у них одна и та же «работа»?)
Вывод: у букв Я, Ё, Е, Ю одна и та же работа обозначать звук Й, когда эти «хитрые» буквы стоят в начале слова, в середине или в конце после букв гласных звуков, также после разделительных Ь и Ъ знаков.
9. Чтение сказки «Рыбка для братьев»
Поймал кот Котофей на реке рыбу. Одну рыбку он съел сам. Другие повёз своим братьям на ужин.
Сначала Котофей подъехал к высокой горе. Подъём был трудным. А вниз Котофей съехал быстро.
Впереди был въезд в лес. Вот уже близко знакомая поляна. Там его ждут братья Емельян и Кирьян. Каждому он везёт по две рыбки. А ещё одну - для себя.
- Прочитайте сказку. (про себя, по «цепочке»)
- Чему она вас учит?
- На что похожа эта сказка? (на условие задачи)
- Что нужно придумать, чтобы этот текст можно было назвать задачей? (вопрос)
- Найдите в тексте слова, в которых встречается звук [й*].
- Работаем «парой». Отметьте эти слова галочкой.
- Сколько слов нашли?
- Проверим результат по эталону.
*Поймал, Котофей, братьев, съел, другие, братьям, подъехал, высокой, подъём, съехал, въезд, знакомая, его, братья, Емельян, Кирьян, ещё, своим.
- В чём сомневались, выполняя это задание? (может ли буква И обозначать звук Й*)
- В каком слове? (своим)
- Какую учебную задачу можно поставить на следующий урок?
10.Игра «Путаница». (7слайд)
Начинаю повторять:
В печке выпечен бутон,
А в петлицу вдет батон.
По траве ползёт бидон.
Молоко течёт в бетон,
А на стройке есть питон.
- Что заметили читая эти строки?
- Какие слова созвучны? (бутон, батон, бидон, бетон, питон)
- Чем они созвучны? (слог – тон)
11. Рефлексия. Самооценка деятельности учащихся. (8слайд)
- Оцените с помощью звёздочки свои достижения на уроке. Возьмите зелёную звёздочку те, кто на уроке работал отлично, в полную силу своих возможностей, чувствовал себя уверенно и помогал другим. Жёлтую звёздочку возьмите те дети, которые работали хорошо, но им удалось не всё. Красную берут те, для кого задания на уроке оказались слишком трудными и вам нужна помощь! Продолжаем зажигать наш «Небосклон успеха». Приклеим свои звёзды на наш небосклон.