« Создание условий образовательной среды для детей с ОВЗ на уроках музыки»
Музыкальное искусство - один из самых мощных инструментов данных человечеству. Известно, что музыка управляет эмоциями, разумом, настроением, здоровьем. Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность — одна из центральных составляющих в воспитании личности, она играет особую роль во всестороннем развитии детей.
Одним из условий успешной социализации детей с ОВЗ является занятие любимым видом искусства, в котором ребенок может почувствовать себя личностью и почувствовать свою значимость. Искусство выступает как средство для интеграции, адаптации и социализации личности, так как способствует гармонизации эмоциональных состояний, позволяет раскрыть горизонты творческого потенциала и быть более раскрепощенным. Музыка развивает ребенка умственно. Она отражает многие жизненные процессы, которые обогащают представления детей об обществе, о природе, о быте и традициях. Воздействие музыки благотворно сказывается на развитии сенсорного аппарата, моторики, волевых качеств учащихся с ОВЗ, а также музыка является активно действенным средством эмоциональной коррекции, помогает детям войти в нужное эмоциональное состояние.
Среда. в которой занимается и играет, отдыхает и живет, является одним из важнейших факторов развития личности ребенка, поэтому я считаю, что определяющим моментом создания среды является педагогическая идея, цель. Достижение этой цели осуществляется через реализацию образовательной программы . Моя задача, как учителя музыки и ритмики, нести знания о музыке, о слове, как о гармонизации души и тела человека, развитии его духовности, нравственности, эстетики, интеллекта и физического здоровья, в общем, способствовать социальной адаптации детей.
Ни для кого не секрет, что учитель музыки – это, прежде всего педагог, хормейстер, музыковед, исполнитель, исследователь, основанный на умении самостоятельно обобщать и систематизировать получаемые знания.
Устройство школьной среды имеет значение для каждого ученика, а для ребенка с ОВЗ – тем более. Элементы среды, их расположение, взаимодействие — все это влияет на успешность работы учителя.
Элементы объектной среды
Навигация по школе: разметка, указатели (карточки-пиктограммы — на стенах и индивидуальные), таблички-тексты. Экскурсия по новой школе нужна каждому ребенку. Ребенок с ОВЗ часто не понимает стандартные схемы, у него могут возникнуть сложности с запоминанием объектов, c перемещением по зданию. Задача учителя понять, как ребенок воспринимает и запоминает информацию, сделать на этом акцент, проложить специальный маршрут, научить по нему двигаться. Главное потом — развить в ребенке самостоятельность и представить социум как ресурс.
Сенсорная среда: освещение, звуки (звонок, голос учителя), запахи, специальные сенсорные личные принадлежности. У детей с ОВЗ бывает нарушено развитие сенсорных систем — гиперразвито или наоборот. Такого ученика могут пугать совершенно неожиданные вещи, поэтому учителю необходимо постоянно сканировать и анализировать среду, чтобы выявить источники раздражения. Мебель, организация пространства (специальные помещения), место парты в классе. Некоторым детям с ОВЗ требуется взаимодействие с учителем — в этом случае лучше посадить ребенка за первую парту, успокаивать его и стимулировать, кладя руку на плечо. Других детей с ОВЗ, напротив, луче сажать рядом с выходом из класса, чтобы тьютор мог вывести при необходимости ребенка в коридор. Учебные материалы — бумажные (в том числе карточки), электронные материалы. В работе с детьми с ОВЗ важна каждая мелочь, ученик может очень бурно реагировать на какой-то предмет (например, рвать бумагу). Всегда можно найти альтернативный вариант учебных материалов, которые помогут ребенку следовать образовательной программе.
Обобщая все вышесказанное, не могу не заметить, что для проведения занятий с детьми с ОВЗ необходимо особенное оборудование, подходящее именно определенной группе детей, но творческий подход к решению образовательных задач и желание сделать ребенка счастливым – самые главные слагаемые образования, создающие условия для обучения всех детей.
Учитывая все составляющие инклюзивной среды и максимально пользуясь ресурсами, я на своих уроках помогаю школе , сформировать подходящие условия для обучения и общения детей с ОВЗ.
Список использованной литературы:
1. Рамон «Социальная эксклюзия и социальная инклюзия», Сост. Ш. Рамон и В. Шмидт. Московская высшая школа социальных и экономических наук. Хрестоматия по курсу Социальная эксклюзия в образовании. - М., 2003
2. Воронов А. М. Обучение студентов музыкальных вузов с нарушением зрения с помощью музыкально-компьютерных технологий // Современное музыкальное образование — 2010: материалы Межд. научно-практич. конф. СПб.: ООО «Изд-во «ЛЕМА»», 2011. С. 287–290.
3. 4. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. по-А 13 собие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, О.В. Ваншшхина, Н.В. Морозова и др.; Под ред. Э. Б. Абдуллина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с