В сегодняшней жизни необходим работник нового типа. Довузовское профессиональное образование должно помочь каждому выпускнику стать счастливым: найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. В компетентностной парадигме образование ставит своей целью овладение набором компетенций, необходимых для успешной адаптации в постоянно меняющемся современном обществе.
Научить учиться и научить думать, научить ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении – вот задача образования. Воспитание социально и профессионально активной личности требует от педагогов применения совершенно новых методов, приемов и форм работы.
В настоящее время многие педагоги переходят на использование личностно – ориентированных технологий, т. к. они создают условия для позитивного развития способностей обучающегося, повышают воспитательный потенциал урока, служат условием для развития личностных качеств. Подлинным образованием становится лишь то, что приобретается в процессе разнообразной познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности обучающихся. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Это не что иное, как личностные результаты обучения, которые прописаны в стандартах нового поколения.
Я – преподаватель математики и каждый раз, составляя план очередного урока, я задаю себе одни и те же вопросы:
- как достичь целей урока;
- какой учебный материал отобрать, чтобы он был интересен студентам;
- какие методы и средства обучения выбрать;
- как организовать собственную деятельность и деятельность студента;
- как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Я излагаю свое видение этой проблемы: необходимо развивать личность обучающихся через вовлечение их в учебно-исследовательскую деятельность на уроках математики.
Задачи:
- Развить исследовательские навыки обучающихся.
- Научить применять исследовательские навыки в проектной деятельности.
- Привлечь обучающихся к самостоятельной проектно-исследовательской деятельности
- Способствовать формированию ключевых компетенций обучающихся. Формировать целостную картину мира, соответствующую современному уровню научного знания.
Основной из главных задач преподавателя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у обучающихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Китайская мудрость гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Все это можно реализовать в процессе проектно-исследовательской деятельности. Именно проектная деятельность создает все условия для достижения цели современного образования, а именно предметных и личностных результатов обучения.
Проектно-исследовательская деятельность способна обеспечить формирование и развитие таких качеств личности обучающегося, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, способность и готовность к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания. Центральной фигурой в процессе данной деятельности является личность обучающегося, которая имеет возможности взаимодействовать с другими участниками учебного процесса, разносторонне и свободно творчески развиваться, овладевать необходимыми компетенциями.
Проектно-исследовательская деятельность научит обучающегося добывать необходимые знания, самостоятельно использовать их по назначению. Эта черта личности поможет молодому человеку стать компетентным во всех отношениях, а значит легко самореализоваться.
Проектно-исследовательская деятельность более полно соответствует современным педагогическим принципам:
- системный подход к планированию и изучению материала;
- включение в систему уроков всех звеньев познавательного процесса;
- раннее предъявление требований к конечному результату обучения;
- предоставление обучающемуся возможности работать в индивидуальном темпе;
- увеличение доли самостоятельной работы по добыванию и осмыслению учебной информации на разных этапах урока;
- использование индивидуальной, парной и групповой работы.
В современном обществе приходится работать с большим объемом информации, использовать информационные технологии, быть способным к самообразованию. На сегодня моя главная задача – не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать», а организовать совместный поиск решения возникшей перед учащимися задачи. Поэтому учебный процесс должен быть так построен, чтобы создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала обучающегося
По-новому выполняю роль учителя:
- управляю познавательной деятельностью ученика, т.е. перехожу с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственно познавательной деятельности учащихся;
- мотивирую познавательную деятельность ученика на уроке за счёт коммуникации, взаимопонимания и добиваюсь положительного отношения к предмету;
- использую коллективные способы обучения, включаю всех учащихся в коллективную творческую деятельность, организую взаимопомощь;
- организую помощь ученику в процессе деятельности, проявляю внимание к результатам его самостоятельной деятельности;
- создаю ситуацию успеха, т.е. разрабатываю методику и предлагаю задания, посильные каждому ученику;
- создаю положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества, которое реализуется в системе гуманных учебных взаимоотношений;
- организую самоанализ собственной деятельности ученика и формирую его адекватную самооценку.
Большую роль отвожу самостоятельной работе при изучении нового материала в учебной деятельности обучающихся. Студент работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознавать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.
Чтобы обеспечить всестороннее развитие выпускника , необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношениях - от отношений в группе и до включения в общественно-политическую жизнь взрослых. Одним из таких видов деятельности является коммуникативно-диалоговая деятельность.
Организация коммуникативно-диалоговой деятельности как творческий процесс совместной деятельности двух или нескольких субъектов (учителя и ученика, ученика и ученика, работа в группах) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения.
Я , как педагог, в данном случае, выступаю как организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.
В процессе исследовательской деятельности у обучающихся развиваются следующие качества:
- умение организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы);
- умение и знание исследовательского характера (выбор темы исследования, целеполагание как этап деятельности, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации);
- умение работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, конспект, приемы конспектирования, условные знаки, доказательство);
- умение представить результат своей работы .
В процессе исследовательской деятельности у обучающегося формируются:
- ценностно-смысловая компетенция (определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир),
- общекультурная компетенция (отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен). Например, фундаментальные достижения в области математики их практическое применение,
- учебно-познавательная компетенция (включает в себя элементы логической, общеучебной деятельности. Сюда входят знания и умения, решение учебных задач по заданным алгоритмам, творческое решение практических заданий),
- информационная компетенция (формирует умения самостоятельно искать и анализировать необходимую информацию),
- коммуникативная компетенция (включают знание способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе).
Учителю отводится управленческая роль в организации учебного процесса.
В связи с этим следует перечислить следующие принципы управления:
- дифференцированный подход к обучающимся с соблюдением посильности учебных заданий;
- планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок и последовательный переход к более неполным указаниям по выполнению самостоятельной работы;
- постепенное отдаление учителя и занятие им позиции пассивного наблюдателя за процессом;
- переход от контроля учителя к самоконтролю.
Проектно-исследовательская деятельность как условие развития личности обучающегося включает в себя различные виды деятельности:
- Внеурочная деятельность
- Урочная деятельность
- Проблемные уроки
- Семинары
- Практические занятия
- Творческие проекты
- Реферативная работа
- Проекты
- Исследовательские работы
- Интеллектуальные марафоны
- Олимпиады
- Конкурсы
- Предметная неделя
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение следует отметить, что использование проектно-исследовательской деятельности повышает мотивацию к изучению математики, развивает коммуникативные навыки и самостоятельность мышления, позволяет каждому участнику творчески проявить себя, укрепляет межличностные отношения.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность позволяет:
- создавать условия для максимального раскрытия субъектного опыта, творческих способностей и возможностей каждого обучающегося;
- стимулирует к использованию разнообразных способов работы, всех видов мышления и интеллектуальной деятельности;
- воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, чувство товарищества, сотрудничество;
- переживать чувство успеха, формировать самооценку, что является условием активизации познавательной деятельности ;
- решить проблему мотивации, формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом.
Проектно-исследовательская деятельность является современной, продуктивной и личностно-ориентированной, позволяющей учащимся лучше усвоить материал программы. Практика показывает, что эффективность процесса обучения много выше, если обучающийся овладеет приемами самообразования. Ведь основная задача учителя - научить своих подопечных самостоятельно добывать знания.
Использование проектно- исследовательской деятельности повышает эффективность преподавания. Результаты наблюдений показали, что на уроках активнее работают все: и «слабые», и «сильные». Для слабоуспевающих ребят появляется возможность продвинуться вперед в получении новых знаний. Для «сильных» - возможность расширить свои знания, используя дополнительную литературу по предмету. Учитель имеет возможность на уроке уделить внимание как «слабым», так и «сильным». Смена видов деятельности, а также выполнение обучающимися заданий различного уровня сложности делают урок интересным, устраняют психологическую нагрузку, позволяют ребятам максимально реализовать себя на уроке и во внеурочной деятельности.