Введение
Особенностью федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения является деятельностный характер образования, который ставит главной задачей становление личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.
Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у детей возникает целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, на который ориентированы образовательные стандарты.
Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Задача учителя - организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные на уроке учащимися знания, были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать,
Сказанное выше определяет актуальность выбранной темы, состоящую в поиске особых методических подходов к использованию современных технологий .
Цель работы :разработать и апробировать систему уроков с использованием элементов различных педагогических технологий, для реализации системно - деятельностного подхода.
Задачи :
1)обосновать необходимость применения современных педагогических технологий в процессе преподавания математики;
2)разработать конспекты уроков математики с применением современных педагогических технологий для 5−6 классов;
3) оценить результативность проделанной работы.
Аналитическая часть
Школы России переходят на новые образовательные стандарты. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направ- ленной на «открытие нового знания». В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями, что способствует формированию УУД
За время своей работы в школе я применяла и применяю различные технологии обучения и пришла к выводу: «Обучиться чему-то можно только делая это» (Джон Дьюи).
Реализовать основные принципы системно-деятельностного подхода на уроках математики мне помогает использование современных педагогических технологий.
- • Технология модульного обучения.
- • Технология педагогических мастерских.
- • Технологии группового взаимодействия.
- • Технология «критического мышления».
- •Кейс-технологии.
- • Технологии проектное обучение.
Технология проектного обучения
Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей.
Данная технология позволяет развить у учащихся познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, также развивается их критическое и творческое мышление, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Технология развития критического мышления.
Критическое мышление - это способность ставить осмысленные вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.
Технология развития критического мышления позволяет развить у учащихся способность к активному восприятию информации, готовность рассматривать проблемы с разных точек зрения, умение отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы, способность применять полученные навыки и знания в различных ситуациях. Особое внимание в этой технологии уделяется развитию способности «слышать» мнение другого, соглашаться или опровергать его, обосновывая свою точку зрения.
На стадии вызова ученику предоставляется возможность проанализировать то, что он уже знает по изучаемой теме. На стадии осмысления учащийся вступает в непосредственный контакт с новой информацией. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.
Для реализации системно-деятельностного подхода я так же использую кейс-технологию (анализ конкретных учебных ситуаций) .
Технология предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией – осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предложениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей – навыки групповой работы. Цель данной технологии совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию, возникшую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. Можно сказать, что технология направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала обучающегося и преподавателя.
Образовательная технология «Педагогическая мастерская» отвечает требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и, осуществляя деятельностный подход, обеспечивает «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; … активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся». Главное в технологии мастерских – не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы.В данной технологии учитель выполняет роль мастера. Он озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого.
Сущность модульной технологии состоит в том, что ученик самостоятельно достигает конкретных целей учебно -познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Основным носителем информации в модульной технологии- является учебный элемент (модуль).
Учебный элемент имеет следующую структуру:
- координирующий блок;
- информационно – инструктивный блок;
- контролирующий блок.
Опыт показывает, что учащимся интереснее работать с учебными элементами, нежели с учебником. Изложение изучаемого материала в учебном элементе учитывает психологические особенности учащихся: кто-то быстрее запоминает текст, кто-то схемы и картинки к нему. Кроме того, учитывается и индивидуальный темп работы над новым материалом.
Педагог выступает как информатор, а деятельность обучаемого сводится лишь к «поглощению» предложенной информации.
Главной особенностью обучения по модулям трудовых навыков является то, что обучаемому прививаются практические навыки при оптимально необходимом объеме теоретических знаний, а также то, что, пройдя входной контроль перед началом обучения, он получает тот набор модульных блоков и учебных элементов для изучения, который соответствует уровню имеющихся у него знаний и навыков.
В условиях возрастания роли командной работы в современном мире особое значение приобретают такие формы организации учебного процесса, которые формируют навыки совместной деятельности, общения и сотрудничества, более ответственного и внимательного отношения друг к другу, а именно технология группового взаимодействия.
Использовании данной технологии способствует повышению учебной и познавательной мотивации; снижению уровня тревожности учащихся.
В группе выше эффективность усвоения и актуализации знаний,
улучшается психологический климат в коллективе.
Не стоит забывать, что групповой работе надо сначала научить. Организация групповой работы требует от преподавателя особых умений, усилий.
Подводя итоги, хотелось бы высказать свою собственную точку зрения, применяя технологию группового взаимодействия преподавателю или педагогу необходимо балансировать между работой с группой и индивидуальной работой с каждым, с теми, кто отстает от группы, т. е, найти оптимальный темп работы, чтобы каждый учащийся успевал усвоить учебный материал.
Применение новых педагогических технологий при реализации деятельностного подхода позволяет решить проблему более качественного усвоения знаний по математике и способности их применения на практике. Опыт показывает, что это способствует осознанию обучающимися роли математики в современном мире, применению математических знаний для решения проблем, оцениванию нового опыта, контролю эффективности собственных действий.