Перед образовательными учреждениями ставятся новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств.
В связи с этим, особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и инновационные технологии, ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя (развить свою социальную и личностную компетентность).
Т.о., возникла необходимость использовать в своей деятельности новые приёмы и СОТ.
«Образовательная технология» – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
Поскольку в современной начальной школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность, то среди приоритетных технологий, удовлетворяющих требованиям ФГОС, можно выделить следующие:
Технология игровых методов обучения Здоровьесберегающие технологииПроектная деятельность Информационно-коммуникационные технологииПроблемное обучение Коммуникативные технологииТехнологии развития критического мышления
Технология игровых методов
Значение игры на уроках трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять.
Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие.Познавательные, воспитательные, развивающие.Репродуктивные, продуктивные, творческие.Коммуникативные, диагностические и другие
Типология педагогических игр по характеру игровой методики следующая:
предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматургические – по всем школьным дисциплинам.
Здоровьесберегающие технологии
Использование данных технологий позволяет равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Организация урока с точки зрения здоровьесбережения Зарядка для глазПальчиковая гимнастика Физминутки Задания со здоровьесберегающим содержаниемЭмоциональные разрядки
Проектная деятельность
Метод проектов – это совокупность учебно – познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных заданий с обязательной презентацией результатов.
Мы понимаем, что проекты в младших классах – это трудная задача. Дети еще слишком малы для проектирования, особенно в 1 классе. Скорее всего, речь не будет идти о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. Но для малыша это будет его проект.
-во внеурочной деятельности
-«на уроках развития речи, технологии, изобразительного искусства
ИКТ
Информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся. Технология проведения уроков с использованием современных технических средств и новых информационных технологий тренирует и активизирует память, наблюдательность, сообразительность, концентрирует внимание учащихся, заставляет их по-другому оценить предлагаемую информацию. Компьютер на уроке значительно расширяет возможности представления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. А это в свою очередь позволяет усиливать мотивацию учащихся к учебе. Ученики при помощи родителей готовят сообщения и создают мини- проекты с презентациями на различные темы уроков по окружающему миру, пользуясь ресурсами Интернет и другими источниками. Детям настолько заинтересовал этот вид работы, что они заранее просматривают учебник, знакомятся с темами, которые мы будем изучать на последующих уроках и готовят к ним презентации.
средство наглядностизвуковое оформление уроков музыки
презентации к урокамтесты
Проблемное обучение
представляет собой создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
создание проблемных ситуацийобучение учащихся в процессе решения проблемсочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде
Коммуникативные технологии
работа в группахработа в парах сменного составаработа в парах постоянного состава
Технология развития критического мышления.
Больше всего меня заинтересовала технология РКМ, так как данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.
Основные мотивы внедрения технологии развития критического мышления:
гарантированность достижения результатов обучения;паритетные отношения учителя и учеников;возможность работы обучаемых в парах, в группах;возможность общения с товарищами;возможность выбора уровня обучения;возможность работы в индивидуальном темпе;"мягкий" контроль в процессе освоения учебного содержания.
Цель технологии:
Обеспечение развития критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Технология развития критического мышления дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Технология развития критического мышления дает учителю:
направляет усилия учеников в определенное русло; сталкивает различные суждения; создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений; дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы; подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
Существует множество приёмов ТРКМ:
Дерево предсказаний Таблица ЗУХ Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет» «Толстый и тонкий вопросы» Кластеры Таблица «Плюс-минус-интересно» «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума») «Шесть шляп мышления» Синквейн Приём «РАФТ»
И это далеко не все приёмы. Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня особо заинтересовали и которые использую на уроках в 1 классе.
Дерево предсказаний. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Таблица «Знаю- Хочу узнать- Узнал»
Эта таблица заполняется на протяжении всего урока. Заполняя её, учащиеся делают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания (что уже знал) к "новому» (что узнал сейчас) и, что очень важно, определить ту информацию, которую ещё хотелось бы узнать.
Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Технология развития критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.
Один из простых приемов – таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если пользуюсь этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.
Толстые вопросы, это те вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий», обстоятельный ответ.
Тонкие вопросы, это те вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический», обстоятельный ответ.
Используя на уроке развития речи по теме «Зима» этот приём РКМ, мы составили такие тонкие вопросы и толстые вопросы:
? Сколько месяцев длится календарная зима?
Какой по счёту месяц январь?
Что делает зимой ёж?
? Как вы понимаете выражение «покой природы»?
Нравится ли вам это время года и почему?
Предположите, что было бы, если б не было зимы?
Приём «Кластер»
Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях.
Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Ученики легко используют этот прием. Достаточно 2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.
На уроке развития речи по теме «Здоровый образ жизни» я использовала приём «Кластер».
Что значит вести здоровый образ жизни?
Приём «РАФТ»
Р – рольА – аудитория (класс)Ф – форма (рассказ, сообщение, рисунок...) Т - тема
Итак, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.
Приём «Ромашка Блума».
Вопросы по Блуму
- Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала , ориентированы на работу памяти
- Уточняющие вопросы – «насколько я понял....», «правильно ли я Вас поняла, что...»
- Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)
- Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке
- Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше...?»
- Практические вопросы – «Как мы можем...?» «Как поступили бы вы...?»
Развитие речи, 3 класс. Тема «Птицы».
На доску прикрепляется «Ромашка», на обратной стороне лепестков которой записаны вопросы каждой категории по теме «Птицы».
Простой вопрос: Каковы признаки птиц?
Уточняющий вопрос: Правильно ли я понял, что пингвин тоже птица?
Интерпретирующий вопрос: Для чего у птиц перья?
Оценочный вопрос: Какую пользу природе приносят птицы?
Творческий вопрос: Что будет, если исчезнут птицы?
Практический вопрос: Как помочь птицам зимой?
Учащиеся делятся на 6 групп, представители от каждой группы вытягивают по одному лепестку и готовят на них ответ. Варианты отчёта могут быть разные: рисунки, рассказы, схемы...
Технология «Шесть шляп мышления».
Класс делится на 6 групп. Каждая группа получает цветную шляпу. Цвет шляпы определяет ракурс, в котором каждая группа будет рассматривать заданную тему.
Белая шляпа: Подробная и необходимая информация (это материал из энциклопедий). Только факты.
- Желтая шляпа: Символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и положительных сторон.
- Черная шляпа: Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так. Но не злоупотребляйте ею.
- Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. И не пытайтесь их объяснить.
- Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях.
Синяя шляпа: позиция «размышления». Обобщает высказывания каждой группы.
Вывод: Любые образовательные технологии – это ещё не гарантия успеха.
Главным является органическое соединение эффективных образовательных технологий и личности педагога.