Совместная работа учителя - логопеда, воспитателей и родителей, как условие успешной коррекции речи у заикающихся детей - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 51
  • Скачиваний: 2

                                                             

Татаренцева Евгения Владимировна.

Воспитатель группы компенсирующей направленности.

 

 

Дошкольное детство – важнейший этап в развитии человека, сензитивный период становления базиса личностной культуры, творческой самореализации и формирования адекватной самооценки.

Общение одно из основных условий развития ребенка, формирования его личности. А.А. Леонтьев рассматривает общение как процесс специфического вида деятельности – коммуникативной деятельности [6].

В настоящее время такой формой нарушения речевого общения как заикание страдает по разным данным от 1,5 до 3% населения [5]. Как указывают статистические данные заикание является одним из распространенных, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей.

Заикание – это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Заикание возникает у детей раннего возврата в период наиболее активного формирования их речи и личности. Поэтому большое значение для успеха в коррекции имеет правильная организация коррекционного процесса, а он заключается в непрерывности, равноправными звеньями которого являются логопед, воспитатель, родители. Непрерывность педагогического процесса заключается в том, насколько качественно  будет взаимосвязь и преемственность всех участников.

В детском саду логопед проводит занятия в первую половину дня по подгруппам, для того чтобы речевая нагрузка и прогулки были равнозначными для обеих подгрупп, занятия чередуются. Один день первой занимается одна подгруппа, на следующий день - другая. Во второй половине дня воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми  по закреплению правильного произношения звуков и навыков пользования самостоятельной речью без заикания и фронтальное занятие (по развитию элементарных представлений, по развитию речи, ознакомлению с окружающим и природой и т.д.).

Успешное преодоление заикания возможно лишь при условии тесной связи и преемственности в работе всего педагогического коллектива детского сада и единства требований, предъявляемых детям. Тесная взаимосвязь возможна при условии правильного понимания и распределения задач при прохождении намеченной темы, осуществления совместного планирования работы логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, своевременного отбора тематики, определения порядка чередования занятий и предварительного составления  планов. В совместной работе логопеда и воспитателя, главное – правильное распределение задач при прохождении намеченной темы на занятиях у воспитателя и логопеда. Помимо программных задач воспитатель осуществляет еще и коррекционные задачи. К основным коррекционным задачам относится – формирование навыков общего и речевого поведения и закрепление навыков пользования самостоятельной речью без заикания - воспитатель осуществляет на протяжении всего рабочего дня (на занятиях и вне их). Воспитатель принимает активное участие в подготовке детей к логопедическому занятию, она состоит в том, что на всех занятиях и вне их воспитатель отводит много времени словарной работе. Так как эта работа является одновременно основой для речевых упражнений на логопедических занятиях и помогает закрепить усвоенные речевые навыки. Вся эта работа воспитателем проводится и во время всех режимных моментов.  Также, важное значение имеет организация детей во время общения. Детей целесообразно расположить так, чтобы они видели и слышали друг друга. Чтобы дети могли участвовать в разговоре,  необходима четкая организация, выполнять все действия без лишнего шума, вслушиваться в речь взрослых и ответы товарищей, не перебивать. Большое значение придается речи взрослых. Речь должна быть спокойной, без раздражения, с соблюдением пауз между вопросом и ответом ребенка, в нормальном  темпе. Так, во время одевания дети разговаривают о том, что они делают, о внешних признаках одежда. Во время дежурства по столовой логопед или воспитатель привлекает внимание детей к посуде, которую они расставляют, рассматривают ее форму, рисунок, из чего сделана посуда. На прогулке, также происходит закрепление правильной речи. Во всех ситуациях необходимо помнить об индивидуальных возможностях каждого ребенка и в соответствии с ними задавать вопросы. Большое значение для успеха коррекции заикания имеет правильная организация окружающей среды, где ребенок проводит выходной день: взаимоотношения родителей между собой, отношение их и других взрослых  к ребенку, проведение досуга и т.д. Поэтому работа с родителями заикающихся детей имеет свои особенности. ,Важно, чтобы окружающие ребенка взрослые серьезно относились к его дефекту, знали о необходимом своевременном устранении заикания в дошкольном возрасте, необходимом соблюдении единых требований в детском саду и дома» строго выполняли общий и речевой режим в выходные дни, все советы и рекомендации логопеда и воспитателей.

Для ознакомления родителей с содержанием работы в логопедической группе данного профиля и осуществления преемственности используются следующие формы работы.

  1. Групповые родительские собрания.
  2. Подгрупповые и индивидуальные беседы-консультации (один раз в месяц по инициативе логопеда).
  3. Открытые логопедические  занятия  для  родителей проводятся один раз в месяц начиная со второго учебного периода. К этому времени дети успевают привыкнуть к детскому саду и могут спокойно заниматься в присутствии родителей.
  4. Уголок для родителей, который отражает жизнь, занятия, успехи детей в овладении правильной речью, содержит советы и рекомендации родителям по различным вопросам.

Таким образом, при соблюдении  вышеуказанных условий и преемственности между всеми участниками коррекционного процесса - воспитателем, логопедом и родителями, работа по коррекции речи у заикающихся детей будет проводиться успешно и плодотворно.

 

 

Список литературы

  1. Абелева, И. Ю. Если ребенок заикается Текст. : пособие для родителей и учителей / И. Ю. Абелева, Н. Ф. Синицына. – М. : Просвещение. – 1969. – 144 с.
  1. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания: избр. психол. тр. / Б. Г. Ананьев; Акад. пед. и социал. наук. Моск. психол.-социал. ин-т; под ред. А. А. Бодалева. М.; Воронеж, 1996. – 384 с.
  1. Белякова Л И., Дьякова Е.А. Сравнительный анализ рече-языковых параметров у лиц с нормальной речью и заикающихся / сб. Психолингвистика и современная логопедия. – «Экономика», М., 1997. – С. 156-169.
  1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович СПб. : Питер, 2008. – 400 с.
  1. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение Текст. / А. А. Леонтьев. – М.: Знание, 1979. – 47 с.
  1. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка Текст.; под ред. А. Г. Рузской – М. : Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1997. 384 с.
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: