Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. С её помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия.
К 3-м годам у детей возникает потребность в самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, развивается самооценка. Это находит отражение в речевом поведении. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице. Активный словарь включает до 1500 слов. Увеличивается запас общеупотребительных слов, появляются первые модели словообразования. С овладением фразовой речью совершенствуется усвоение грамматической системы языка. На основе общения речь начинает выполнять функцию организации его действий, поведение начинает регулироваться речью.
На 4-м году жизни активный словарь ребенка продолжает увеличиваться как в количественном, так и в качественном отношении. Дети правильно называют окружающие их предметы и явления, владеют достаточным количеством слов, обозначающих качества предметов, действий, стараются активно пользоваться в речи видовыми, так и родовыми понятиями, словами с противоположными значениями, словами-синонимами. У детей продолжает формироваться навык словообразования (существительные с различными уменьшительно-ласкательными суффиксами). Младшим дошкольникам доступно употребление существительных родительного падежа с предлогом «до» для обозначения предела («до леса»), с предлогом «вместо» («вместо брата»). Важным показателем правильной речи является умение верно согласовывать существительные с прилагательными и числительными. В этом возрасте дети в основном правильно употребляют в самостоятельной речи все простые предлоги (у, в, на, под, с, из, к, за, до, после), строят простые распостраненные предложения, начинают употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Управление процессом формирования речи детей в ранние сроки, стимулирование положительных проявлений и затормаживание отрицательных дает возможность избежать серьезных проблем и вторичных наслоений.
Для профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста необходимо соблюдать следующие условия:
- Организация полноценной речевой среды. Речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых - родителей, членов семьи, педагогов дошкольного учреждения и др.), сначала механического (рефлекторного), а затем все более и более осознанного, поэтому речь взрослых, занимающихся с ребенком, должна соответствовать следующим требованиям:
а) речь взрослого должна быть абсолютно грамотна.
б) структуру речи следует согласовывать с возрастом детей. Чем моложе ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи. При длинных сложных предложениях дети не улавливают основного смысла.
в) содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираться на их опыт.
г) особого внимания требуют точность, ясность и простота речи. От точности речи зависят точность восприятия, отчетливость понимания.
д) необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребенок совершенно на это не способен. Не понимая смысла льющихся потоком слов, он просто перестает слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь, она надоедает.
е) следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают ее содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи необыкновенно быстро. Кричат дети, их перекрикивают взрослые, и в этом гаме тонут слова и их содержание.
ж) речь взрослого должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребенку, заботу о нем. Особого внимания требует к себе этика речи. По форме и тону речь взрослого должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.
з) лица с ярко выраженными и неисправимыми недостатками речи не должны руководить развитием речи детей.
- Развитие слухового внимания.
Ребенок должен научиться улавливать и различать звуки, т.е. у него должно быть сформировано произвольное слуховое внимание.
В младшем дошкольном возрасте у детей начинает появляться особый интерес к словам. Малыши пытаются установить значение слов, выяснить их происхождение (например, почему трамвай называется трамваем), создают свои слова, то есть занимаются словотворчеством (например, говорят «копатки» вместо «лопатки»). Дети все чаще обращают внимание на звуковое оформление слов. Нередко это выражается в том, что малыши пытаются исправлять плохо говорящих сверстников, предлагают им свой (хотя и не всегда верный) образец произнесения слова. Но в этом возрасте дети еще не могут определить (и тем более указать), какой звук или что в слове произнесено неправильно, хотя уже могут подметить несоответствие в звуковом оформлении слов.
Ребенок 4-ого года жизни может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чем в них говорится. Постепенно объем слухового внимания увеличивается, растет его устойчивость, формируется произвольное внимание.
Упражнения для развития слухового внимания:
- Покажите музыкальные инструменты (колокольчики, погремушки) малышу, продемонстрируйте, как они звучат, а потом предложите отвернуться и догадываться, на каком инструменте вы играете.
- Обращайте внимание ребенка на «домашние звуки»: что там шумит? Объясняйте: это шумит холодильник, стиральная машина, пылесос, миксер, телефон звонит и т.п.
- Говорите малышу: «Слышишь, как идет дождь, шумит ветер, едет машина, летит самолет и т.п.»
- Сделайте вид, что вы говорите по игрушечному телефону. Предложите ребенку сделать то же.
- Пойте короткие, ритмичные песенки и декламируйте стихи.
- Приучайте ребенка слушать детские кассеты, диски.
- Понимание речи зависит как от слухового внимания, так и от жизненного опыта. Расширяйте кругозор ребенка. Берите его с собой на прогулки, экскурсии, в поездки.
- Рассказывайте о том, что вы видите.
- Возьмите за привычку комментировать все, что делаете.
- Профилактика нарушений звукопроизношения
Как уже отмечалось, основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения - работа по подготовке артикуляционного аппарата.
В младшем дошкольном возрасте целесообразнее использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный пропедевтический комплекс упражнений.
Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции. Продолжительность занятий составляет 3—5 минут. Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6— 8 раз. Рекомендуются следующие упражнения:
- «Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
- «Чашечка»: рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не
касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5-10 секунд.
- «Иголочка»: рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперед. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
- «Горка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык в таком положении удерживать не менее 10 секунд.
- «Трубочка»: рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх и образуют узкий желобок. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
- «Качели»: рот открыт. Напряженным языком попеременно тянуться сначала к носу, затем к подбородку.
- «Катушка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.
- «Лошадка»: присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп упражнения.
- «Маляр»: рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба. Проследить, чтобы подбородок при этом не шевелился (можно придерживать его рукой).
- «Вкусное варенье»: pот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
- «Автомат»: рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося: [т-т-т-т-т-т-т], [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно убыстрять темп.
- «Фокус»: рот приоткрыть, язык в форме «чашечки» высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на кончик носа.
Опыт работы показал, что выполнение данного комплекса упражнений в течение 2—3 месяцев способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.
- Организация работы по развитию речевого дыхания.
Развитие речевого дыхания у детей стимулирует развития не только звукопроизношения, но всей речи в целом. Полезно ежедневно выполнять с воспитанниками (в зависимости от возраста, от 3 до 6 минут) дыхательные упражнения и игры:
- дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах
- дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;
- надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
- сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (игра в «Футбол»);
- дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т.д.
Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов, которые затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба. Так, например: хронический ринит приводит к постоянной заложенности носа, затрудняет дыхание. Со временем ребенок привыкает дышать ртом, вследствие чего у него может увеличиться размер языка, что приводит к возникновению интердентального (межзубного) сигматизма и т.д.
Для профилактики и лечения этих заболеваний, а также формирования правильного носового дыхания необходимо ежедневно проводить следующую дыхательную гимнастику.
Дятел
Пестрый дятел тук да тук,
Слышим мы знакомый звук.
Это с той зеленой ели
Раздается громкий стук.
Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице — сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательным пальцем (5—6 раз).
Василек
Распустился наш цветок —
Ярко-синий василек.
Ну пойдем скорей гулять,
Аромат его вдыхать!
Сделать по 8—10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем — через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
Бычок
Вышел на лужок бычок
С черным пятнышком бочок.
Ты уж не бодайся,
С нами занимайся!
Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук [м], одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
Замочек
Дверь с тобой мы закрываем,
На замочек запираем.
Не успели мы закрыться,
Кто-то в дверь уже стучится.
При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.
Гномик
Наш веселый добрый гном
Часто размышляет
Звуки «ба-бо-бу» и «гм-м-м»
Вслух он повторяет.
Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести «ба-бо-бу» и «гм-м-м».
Шарик
Будто шариком играем:
Наш животик мы сдуваем.
Дружно все вдохнули:
Шарик наш надули.
Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3—4 раза).
Доктор
Горлышко свое мы
Доктору покажем.
Чтобы все увидел —
«А-а-а» ему мы скажем.
Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка, произнести «а-а-а» (5—6 раз).
Регулярное выполнение предложенных упражнений помогут ребенку предупредить многие нарушения звукопроизношения.