Предмет: Окружающий мир 3 класс УМК «Начальная школа «XXI век». Тема: «Солнечная система». Задача: углубить знания о Солнечной системе и её планетах |
Цель:
- Формировать представление детей о звёздах;
- Сформировать представление о том, отчего происходит смена времён года, смена дня и ночи;
- Развивать познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать;
- Прививать интерес к окружающему и интерес к изучаемому предмету.
- Развивать УУД предметные, личностные, метапредметные
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки, аудиозапись песни «Притяжение Земли»
Ход урока:
№ п/п | Этапы работы | Содержание урока | УУД Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
1 | Организацион- ный момент. Психологичес- кий настрой учащихся. | Громко прозвенел звонок, Начинается – Урок На меня все посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. Сели правильно, спинки выпрямили. Глаза смотрят и видят Уши слушают и слышат Сначала думаю, а потом говорю Помню, что в классе я не один Умею слушать мнения других. | Улыбнулись, правильно сели. Приветствуют учителя Концентрация внимания проверяют готовность к уроку. Думаем, говорим Умеем слушать | целеполагание, учебная мотивация. общеучебные, речевые высказывания. Осознание целей. передача информации. |
2 | Актуализация знаний, постановка учебной задачи | -Добрый день, юные астрономы! Сегодня нам предстоит многое узнать, раскрыть секреты планет Солнечной системы, узнать, отчего на Земле происходит смена дня и ночи, времён года. - Что нам для этого нам нужно? - Правильно! знания, ум и смекалка, умение наблюдать и анализировать. -Вы уже знаете что про нашу планету Земля говорят «наш космический корабль»? - А как Земля движется в космосе? - А когда мы еще об этом говорили? - Умницы! Все верно! Но сегодня мы отправляемся в новое путешествие. И сейчас я рада приветствовать вас на бору космического корабля «Земля»! | Ответы детей по поднятой руке. Дети высказываются, приводя аргументы. Выслушивают друг друга, дополняют, обобщают, Рекомендуют источники получения информации (библиотека, энциклопедии, интернет) | логическое предположение общеучебн.речев. высказыв. речевая деятельность с целью получения информации. учебная мотивация. постановка цели |
3 | Постановка темы и цели урока | Звучит аудиозапись песни «Притяжение Земли» - Как вы понимаете слова песни? «…Мы дети галактики, Но самое главное Мы дети твои, дорогая Земля…» -Откройте учебник на с.18, 16. Фронтальный опрос в рубрике «Вспомни: это ты уже знаешь» - Назовите времена года - Какие природные явления характерны для каждого времени года? Фронтальный опрос. Работа с учебником на с. 16. -Как представляли люди Солнечную систему, до того, как, было сделано открытие о том, что Земля круглая? -Молодцы ребята. - Сейчас трое ребят будут читать нам текст учебника н с. 18, а в это время вы ребята будете соотносить свои предположения с текстом при помощи простого карандаша, т.е. если в тексте прозвучит то, что вы уже знаете, вы ставите (+), если вы услышали что-то новое тогда (-) | Дети отвечают на вопрос Открывают учебник на с. 18, 16, отвечают на вопросы в рубрике «Вспомни: это ты уже знаешь» Трое назначенных учителем ребят выходят к доске, выразительно читают каждый по 1-му абзацу. Остальные учащиеся отмечают (+, -). Самоконтроль | Самоконтроль чтения. чтение, получение информации. Нравственное, этическое ориентирование. Кооперация усилий. |
4 | Изучение новой темы | На доске 2 группы предметных картинок по теме «Тела живой и неживой природы» смотри приложение 1 - На какие группы можно распределить картинки, которые вы видите на доске? По какому признаку? Молодцы ребята все верно сказали. - Сейчас я вызову двух учащихся, и они распределят картинки в группы, а мы проверим как они справятся с заданием. - Какие тела относятся к живой природе? - Что объединяет неживая природа? - Какие тела входят в Солнечную систему? - Что вы можете рассказать о солнце? - Возможна ли жизнь на Земле без солнечного света и тепла? Почему? - Как вы думаете, почему систему, в которую входит Земля, называют Солнечной? Работа с учебником, с.15 - Во втором классе к нам на урок уже «приходили» планеты Солнечной системы. Вспомните, что они о себе рассказывали. «Живые планеты» (составление модели Солнечной системы). Смотри приложение 2. Детям раздаются карточки с названием и изображением планет и Солнца, предлагается встать в том порядке, в котором эти планеты расположены в Солнечной системе. (игру можно повторить несколько раз, с разными учащимися) – Я буду читать стихотворение о Солнечной системе не из вашего учебника. Смотри приложение 3. Завершить игру «Живые планеты» можно так: Работа с иллюстрацией (с.15). - Почему названия планет написаны с Заглавной буквы? | Дети отвечают, размышляют Работа детей у доски, самопроверка. Проверка. Дети слушают, смотрят, соотносят ответы детей работавших у доски, со своим предположением. Дети становятся так, как каждый знает. (Возможны ошибки, но учитель их не исправляет! Это могут делать только сами учащиеся, которые получили карточку.) Дети хором вспоминают и проговаривают правило | Добывать новые знания при работе с научным текстом, самостоятельное извлечение новой информации, умение презентовать результаты своей деятельности. Умение работать в паре, договариваться, отстаивать собственное мнение, слушать и понимать других. Планировать свою деятельность, исходя из ее целей, осуществлять самоконтроль и самооценку. |
5 | Физминутка | - Один, два, три, четыре, пять - В космос мы летим опять - Отрываюсь от Земли - Долетаю до Луны - На орбите повисим - И опять домой спешим | Ходьба на месте Соединить руки над головой Подпрыгнуть Руки в стороны, покружиться Покачать руками вперед, назад Ходьба на месте | умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную. |
6 | Закрепление материала | - Что бы проверить, как вы запомнили и усвоили тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам поработать в рабочей тетради на с. 7, и выполнить № 11, 12*. После выполнения заданий, я попрошу вас поменяться тетрадями и проверить работу друг друга, учитывая правильность и аккуратность. | Работают в рабочей тетради на с. 7. Выполняют самостоятельно № 11, 12*, меняются тетрадями и проверяют и оценивают друг друга. Самооценка, взаимооценка, личное моделирование, структурирование своих знаний, презентация своих знаний, опрятность, аккуратность. | Оценивать работу одноклассников и свою работу Формирование у учащихся практических умений делать анализ информации Планировать свою деятельность, исходя из ее целей, осуществлять самоконтроль и самооценку. |
8 | Домашнее задание | Предлагаю выполнить модель Солнечной системы или нарисовать Солнечную систему. Можете это сделать самостоятельно, с друзьями или родителями. Выбор за вами! Мы организуем в школе выставку, и вы сможете показать свою работу и рассказать о солнечной системе малышам. | Право выбора! |