Семикаракорский район, ст. Задоно-Кагальницкая
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Задоно – Кагальницкая средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю»
Директор МБОУ Задоно –
Кагальницкая СОШ
Приказ от 30.08.2019 №233
_______Ю.В. Лисичкина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружок «Кукольный театр»
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
основное общее образование, 3 класс ___________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 35
Программа разработана учителем Синюк Юлия Евгеньевна
2019-2020 гг.
Пояснительная записка
Рабочая программа создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
При разработке программы были использованы учебно-методические пособия Горбачева И.А, Альхимович С.М., Генераловой И.А., Жукова Р.А., Смирновой Н.И в которых рассматриваются вопросы организации театра, в том числе и кукольного, в общеобразовательной школе, а также программа «Театр-творчество-дети» Колесниковой И.В.
Вид программы – типовая(примерная)
Направленность программы – техническая и театральная по общекультурному направлению. Школа после уроков – это мир творчества, поэтому отличительными свойствами программы является проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Новизной программы есть то, что на занятиях внеурочной деятельностью ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Кружок – это не работа с отстающими или одарёнными детьми.
Актуальность. Программа отвечает потребностям современных детей и их родителей, ориентирована на эффективное решение актуальных проблем ребёнка и соответствует социальному заказу общества. На занятиях, создавая красоту своими руками, обучающиеся смогут освоить необходимые технологические и дизайнерские способы деятельности, приобрести трудовые умения и навыки Для школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Она позволяет в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизмов обеспечения полноты и цельности образования.
Данная образовательная программа дополнительного образования детей направлена:
- на развитие активного интереса к различным формам и видам театрального искусства;
- на формирование творческого коллектива, направленного на воплощение единой цели (создания спектакля);
- на ценностное развитие успешной личности в условиях сотворчества и сотрудничества.
Отбор художественного материала в рамках реализации данной программы обусловлен его актуальностью в воспитательном пространстве образовательного учреждения, эстетической ценностью, воспитательной направленностью и педагогической целесообразностью. Общее состояние ребенка, его эмоциональная настроенность – важное условие успешного воспитания и обучения. Необходимо стремиться к тому, чтобы сделать жизнь ребят веселой, интересной, яркой и содержательной, создавая атмосферу радости детского творчества, сотрудничества.
Кукольный театр – одно из самых любимых зрелищ для детей. Он привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. Кукольный театр доставляет много удовольствия, радости. Однако нельзя рассматривать театр кукол только как развлечение. Очень важно показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости и пр. Для осуществления этих кукольный театр обладает большими возможностями. Кукольный театр действует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы – персонажи, оформление, слово и музыка – всё это вместе взятое в силу наглядно-образного мышления младших школьников помогает ребёнку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Творческие игры с игрушками развивают творческие силы и способности детей. Работая с куклой, исполнитель должен понимать содержание образа, сценическую ситуацию, изобразительные средства куклы, обладать музыкальностью. Кроме того, в процессе изготовлении куклы учащиеся приобретают разносторонние навыки в обращении с различными инструментами и материалами, у них развиваются сообразительность и конструктивные способности, эстетический вкус и способности в изобразительном искусстве – чувство цвета, формы, понимание художественного образа.
Цель программы дополнительного образования:
- приобщить детей к театральному искусству посредством их участия в
создании инсценировок, миниатюр, спектаклей;
- привить учащимся потребность к творчеству, самореализации;
- выработать основы актерской культуры;
- нацелить детей на стремление к активному участию в возрождении и сохранении школьных традиций.
В соответствии с целью, поставленной данной образовательной программой дополнительного образования детей, выделяется ряд педагогических задач познавательного, развивающего и воспитательного характера:
- · Воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества;
- · Знакомство детей с историей кукольного театра;
- · Развивать творческие способности, возможности памяти, речи, воображения, логического и творческого мышления каждого школьника;
- · Введение детей в мир кукольного театра (разновидность кукольных театров, виды кукол, профессии кукольного театра);
- · Формирование навыков театральной речи;
- · Обучение изготовлению кукол разных видов;
- · Изучение и освоение театральной работы с куклой;
- · Знакомство с особенностями творческой деятельности художников-оформителей, декораторов, режиссёров, сценаристов и др.;
- · Пробуждение интереса к чтению;
- · Воспитание уважения и любви к народной сказке;
- · Развитие творческих способностей.
– Формирование у обучающихся основ художественной культуры средствами народного и современного искусства.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.
- Научить владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
- Обучить технологиям разных видов мастерства.
- Способствовать созданию оригинальных произведений декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учётом индивидуальных особенностей членов коллектива.
Воспитательные:
- Приобщать учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной.
- Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности).
- Способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
- Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
Развивающие:
- Развивать природные задатки, творческий потенциал ребёнка.
- Развивать образное и пространственное мышление, фантазию, наблюдательность, воображение, память, глазомер, совершенствовать моторику рук.
- Развивать положительные эмоции и волевые качества.
- Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленной цели.
- Развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к произведениям искусства.
Адресат программы. Программа кружка «Кукольный театр» рекомендована для учащихся 3 классов и будет способствовать:
– развитию разносторонней личности ребёнка, воспитанию воли и характера;
– самоопределению, самовоспитанию и самоутверждению в жизни;
– ознакомлению с новыми технологиями декоративно-прикладного искусства;
– обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности, пониманию связи художественно-образных задач с идеей и замыслами, умению выражать свои жизненные представления с учётом возможных художественных средств;
– созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану дополнительного образования отводится не менее 35 часов из расчёта 1 час в неделю. Продолжительность занятия -1 час. Периодичность в неделю - 1 раз. В соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ «Задоно – Кагальницкая СОШ» за год будет проведено 35 часов.
Особенности реализации программы кружка «Кукольный театр»
Программа кружка «Кукольный театр» по общекультурному направлению предназначена для обучающихся 3 классов. Занятия проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 45 минут. Занятия проводятся в специально оборудованном учебном кабинете.
Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям обучающихся 3 классов. Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объёму и интересный по содержанию, даётся как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия.
С первых же занятий дети приучаются работать по плану: составление эскиза, воплощение в материале, выявление формы с помощью декоративных фактур. Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления кукол и декораций к спектаклю. Программа основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определённым, изученным ранее темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности возрастным особенностям детей. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия.
В программу включены следующие разделы: работа с куклой, работа с тканью, работа с технологическими отходами, работа с картоном и поролоном.
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму: исторический аспект, связь с современностью, освоение основных технологических приёмов, выполнение учебных заданий, выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных). В процессе обучения учащиеся познакомятся с разными видами куклы, что способствует формированию интереса к театрально - игровой деятельности. Ребята смогут освоить театральные понятия. На практических занятиях обучающие смогут освоить приёмы кукловождения, что даст возможность раскрепощению, артистические навыки в плане переживания и воплощения образа.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Формы и методы организации образовательного процесса, виды занятий.
Индивидуальные и групповые. Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают уроки получения новых знаний и применения полученных знаний на практике; лекции, презентации, практические занятия. Объяснительно-иллюстративный, словесный рассказ, видео метод (просмотр, обучение), работа в группах. Беседа и формирование опыта поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения), знакомство с народным творчеством, с видами рукоделий народностей донского края. Уроки творчества – конкурсы.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы кружка в соответствии с ФГОС
- Личностные универсальные учебные действия:
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании.
- Метапредметные результаты:
2.1. Регулятивные универсальные учебные действия:
способность справляться с жизненными задачами; планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им; решать задачи; принимать решения и вести переговоры.
2.2. Познавательные универсальные учебные действия:
формирование знаний об истории и современных направлениях развития декоративно-прикладного творчества; владение различными техниками работы с материалами; приобретение практических навыков различного вида мастерства.
2.3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и интересов; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
- Предметные результаты:
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий; обеспечение сохранности продуктов труда; освоение ключевых понятий, связанных с изобразительным искусством; знакомство с различными видами изобразительного, декоративно-прикладного искусства и его выдающимися деятелями; расширение кругозора; испытание своих возможностей в различных техниках и направлениях декоративно-прикладного творчества; овладение способами индивидуальной и коллективной творческой деятельности. Конкурсы и выставки способствуют формированию и поддержке ситуации успеха для каждого обучающегося, а также и процессу обучения. Результативность освоения программы кружка можно отследить путём архивирования творческих работ после каждого изучаемого раздела.
Подобная же организация учёта знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы кружка используется и в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности. На начальном этапе обучения планируется входное анкетирование, тестирование. Промежуточный и итоговый контроль осуществляется путём анализа и отбора творческих работ для выставок.
Межпредметные связи программы кружка с учебными предметами
Работа по реализации программы кружка «Кукольный театр» построена на доверии и общении с учителями-предметниками, носит комплексный характер. В таблице №1 отражены межпредметные связи. Подобная связь содержания программы с учебной деятельностью обеспечивает их единство.
Таблица № 1
Предмет | Содержание учебной дисциплины | Содержание программы «Кукольный театр» |
Литература | Устное народное творчество | Просмотр работ народных умельцев. Подбор пословиц и поговорок |
Биология, география | Многообразие растительного мира. Сезонные изменения в природе | Гармония природы и деятельности человека |
Технология | От замысла к результату. Технологические операции | Изготовление поделок |
Изобразительное искусство | Таблица сочетания цветов. Понятия: холодные, тёплые цвета | Оформление изделий |
Музыка | Выразительность музыки | Мир эмоций и чувств. Музыкальное сопровождение (при самостоятельной работе обучающихся) |
Материально-техническая база.
Для реализации программы кружка «Кукольный театр» необходима материально-техническая база: учебные пособия; книги по творчеству кукольного театра; технологические карты изготовления кукол и декораций; чертёжные инструменты (линейка, транспортир, циркуль); ножницы, сантиметровая лента; оборудование для демонстрации мультимедийных программ и презентаций (компьютер, мультимедийный проектор). Не менее значимым является состояние экологической и комфортной среды школьных помещений, в которых дети проводят значительную часть дня.
Содержание программы
Раздел 1. «За кулисами кукольного театра» Вводное занятие. Театр. История театра кукол. Знакомство с историей возникновения кукольного театра с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре.
Раздел 2. Технология изготовления кукол Знакомство с составляющими различных видов кукол, с технологией изготовления различных видов кукол: обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком.
- Технология изготовления декораций Знакомство с различными видами декораций к спектаклю, с профессией художник -оформитель Обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком.
- Театральная игра Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. Сказкотерапия. Диагностика творческих способностей воспитанников. Развитие навыков выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. Театральная игра «Сказка, сказка приходи!»
- Работа с театрализованным представлением
Знакомиться с творческими возможностями детей, изучать их жизненный опыт; побуждать к взаимопониманию, терпению, взаимопомощи. Выбрать сначала самый простой сюжет для спектакля, делать режиссерскую разработку. Совершенствовать внимание, память. Работать над дикцией. Чистоговорки, скороговорки. Изучать приемы импровизации с помощью музыки. Продолжать репетиции вступления. Развивать память, воображение, общение детей. Разучивать с детьми текст сказки, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос. Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей. Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.
- Ремонт реквизита
Итог занятий. Ремонт изготовленных кукол, декорации и бутафории Воспитания трудолюбия, бережного отношения к изделиям, изготовленным своими руками и руками других. Расширять творческими возможностями детей, обогащать их жизненный опыт; побуждать умение сострадать, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом.
Обсуждение всех представленных спектаклей. Формирования умений выражать свои мысли, суждения, выслушивать мнение других. Развитие доброжелательности, чувства коллективизма.
Календарно – тематическое планирование по курсу «Кукольный театр»
№ п/п | Тема урока | Решаемые проблемы, Вводимые понятия | Характеристика Учебной деятельности | Дата |
Раздел 1. «За кулисами кукольного театра» | ||||
1 | Вводное занятие «За кулисами кукольного театра». | Знакомство с понятием «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер». | Техникой безопасности на занятиях кружка. | 02.09 |
2 | Рассказ с элементами беседы. Экскурсия в театр | Театральная мастерская. Формирование правильного поведения в театре. | Рассуждать о разнообразии кукольных театров, видах кукол, профессий кукольного театра. | 09.09 |
3 | Массовые игры. | Развитие памяти, внимания | Моделировать игровые ситуации. | 16.09 |
4 | «Эти разные игры» | Развитие воображения, наблюдательности. | Общаться и взаимодействовать со сверстниками в условиях игровой деятельности. | 23.09 |
5 | Чтение русских народных сказок | Развитие слуховой памяти | Чтение русских народных сказок, рассказов, басен, потешек, былей. | 30.09 |
6 | Знакомство с литературой | Развитие произвольного внимания, воображения. | Чтение русских сказок других народов, рассказов, басен, потешек, былей. | 07.10 |
7 | Просмотр художественных фильмов | Развитие воображения. | Рассуждать о содержании фильма | 14.10 |
8 | Выбор для спектакля пьесы. | Выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. | Рассуждать о содержании пьесы, анализ прочитанного. | 21.10 |
9 | Сюжетно-ролевая игра. | Диагностика творческих способностей воспитанников | Дуэтные диалоги. Побуждать к взаимопониманию, терпению, взаимопомощи. | 11.11 |
10 | Игра-озвучка фрагмента фильма. | Диагностика творческих способностей воспитанников | Определять творческие возможности детей, изучение их жизненного опыта; | 18.11 |
11 | Выразительность речи | Развитие умений пользоваться интонацией | Использовать темп, тембр речи, работа над выразительностью речи; | 25.11 |
12 | Распределение ролей. | Развитие творческих способности, развитие умений пользоваться интонацией. | Использовать темп, тембр речи, работа над выразительностью речи; | 02.12 |
13 | Отработка чтения каждой роли. | Формирование умений вживаться в свою роль | Выполнять игровые действия в условиях учебной и игровой деятельности. | 09.12 |
14 | Ролевая игра. | Формирование умений вживаться в свою роль, пользоваться интонацией передавать настроение, чувства, персонажа | Выполнять игровые действия в условиях учебной и игровой деятельности. | 16.12 |
15 | Прочтение каждой роли | Совершенствование воображения. | Работа над техникой речи, дыхательные упражнения. | 23.12 |
16 | Техника речи. | Совершенствование памяти, внимания, воображения. | Работа над техникой речи, дыхательные упражнения. | 30.12 |
Раздел 2. Технология изготовления кукол | ||||
17 | Способы изготовления перчаточных кукол | Знакомство с составляющими различных видов кукол | Рассуждать о бережном и внимательном отношении к природе | 13.01 |
18 | «Мастерская кукол», декорации. | Знакомство с технологией изготовления перчаточных кукол. | . Понимать основные принципы управления куклой. | 20.01 |
19 | Эскиз персонажей пьесы | Развитие воображения и фантазии. | Изображать на бумаге персонажей пьесы | 27.01 |
16 | Изготовление выкройки перчаточной куклы по эскизу из бумаги | Развитие наблюдательности, фантазии при восприятии объемной формы. | Практическая деятельность- находить выразительные образы. | 03.02 |
17 | Ручные швы для изготовления перчаточной куклы | Развитие навыков работы с тканью и швейными инструментами. | Практическая деятельность. Изготовление образцов ручных швов. | 10.02 |
18 | Раскрой деталей перчаточной куклы из ткани. | Овладеть первичными навыками работы с тканью и инструментами кроя.. | Практическая деятельность. Построение деталей кроя перчаточной куклы на бумаге. | 17.02 |
19 | Кукла – перчатка. Сбор деталей куклы | Первоначальный опыт шитья вручную. | Практическая деятельность. Изготовление деталей кроя перчаточной куклы из ткани. Сбор деталей кроя. | 24.02 |
Раздел 3. Технология изготовления декораций | ||||
20 | Декорации для ширмового спектакля."Три поросёнка" | Первоначальный опыт художественного творчества, учимся быть декораторами | Практическая деятельность. Использовать подручный материал для изготовления декораций. Дать вторую жизнь вещам. | 02.03 |
21 | Обучение работе над ширмой, за ширмой | Развивать воображение и фантазию. Знакомство с ширмой и способами работы за ширмой. | Практическая деятельность. Выполнять игровые действия в условиях учебной деятельности. Артикуляционная гимнастика. | 09.03 |
22 | Музыкальное оформление спектакля | Первоначальный опыт музыкального творчества, | Практическая деятельность. Прослушивание фонограмм, подбор музыки к спектаклю. | 16.03 |
Раздел 4. Театральная игра | ||||
23 | Репетиция пьесы "Репка" Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. | Первоначальный опыт актёрского мастерства. Учимся быть кукловодом. Развитие фантазии и воображения | Практическая деятельность. Считка текста. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. Работа над характером героя. | 23.03 |
24 | Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. | Первоначальный опыт актёрского мастерства. Учимся быть кукловодом. Развитие фантазии и воображения | Практическая деятельность. Считка текста. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. Работа над характером героя. | 30.03 |
25 | Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля. | Овладеть привычным навыком работы с перчаточной куклой. | Практическая деятельность. Проявлять смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе репетиций. | 06.04 |
Раздел 5. Работа с театрализованным представлением | ||||
26 | Показ пьесы ученикам 1 классов | Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию | Подготавливать площадки для показа спектакля. Общаться и взаимодействовать со сверстниками в условиях игровой деятельности. Анализировать приобретённый опыт. | 13.04 |
27 | Показ пьесы ученикам 2 классов | Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию | Подготавливать площадки для показа спектакля. Общаться и взаимодействовать со сверстниками в условиях игровой деятельности. Анализировать приобретённый опыт. | 20.04 |
28 | Показ пьесы ученикам 3 классов | Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию | Подготавливать площадки для показа спектакля. Общаться и взаимодействовать со сверстниками в условиях игровой деятельности. Анализировать приобретённый опыт. | 27.04 |
29 | Показ пьесы ученикам 4 классов | Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию | Подготавливать площадки для показа спектакля. Общаться и взаимодействовать со сверстниками в условиях игровой деятельности. Анализировать приобретённый опыт. | 04.05 |
30 | Показ пьесы младшим воспитанникам детсада | Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию | Подготавливать площадки для показа спектакля. Общаться и взаимодействовать со сверстниками в условиях игровой деятельности. Анализировать приобретённый опыт. | 11.05 |
31 | Показ пьесы старшим воспитанникам детсада | Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию | Подготавливать площадки для показа спектакля. Общаться и взаимодействовать со сверстниками в условиях игровой деятельности. Анализировать приобретённый опыт. | 18.05 |
Раздел 6. Ремонт реквизита | ||||
32 | Итог занятий. Ремонт кукол и декораций | Развитие трудолюбия, бережного отношения к труду | Практическая работа. Реставрация кукол , декораций и бутафории. | 25.05 |
По окончании курса программы учащиеся должны уметь:
- планировать и оценивать свои возможности;
- излагать факты истории развития кукольного театра, театральной культуры, характеризовать их роль и значение в жизни человека;
- использовать театральную культуру как средство укрепления сценических знаний;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
- соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий;
- организовывать и проводить занятий эстетической культурой с разной целевой направленностью;
Предполагаемые умения и навыки детей
- Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
- Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
- Умеют создавать несложные перчаточные куклы и управлять ими.
- Оформлять кукольный спектакль декорациями, созданными самостоятельно.
- Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.
- Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.
- Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
- Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
- Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
- Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.
- Умеют составлять диалог между сказочными героями.
- Условия реализации образовательной программы
Материально-техническое и санитарно-гигиенические условия.
Условия кабинета соответствуют санитарно-гигиеническим нормам проведения занятий. Кружок проводится в кабинете, оборудованном смарт-доской, которая расширяет познавательные возможности обучающихся.
Финансирование.
Кружок бесплатный.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на развитие творческих способностей. На занятиях кружка дети «дают вторую жизнь вещам». При изготовлении кукол, декораций используется полимерный материал, капрон, ткань, бумага и многое другое, что когда-то было в обиходе и стало непригодным в быту. А для детей - это рабочий материал, с помощью которого они из ненужных вещей создают произведения, достойные восхищения. Все это нацеливает на воспитание у ребенка бережного и внимательного отношения к природе, развивает эмоционально-эстетическое восприятие; понимание того, что все в своей основе связано с природой. Материалы для изготовления выбранных изделий, а также необходимое оборудование (иголки, крючок, ножницы, наперсток и т.д.) приобретаются обучающимися.
- Формы аттестации.
Итогом работы по программе является подготовка и проведение выступление на публике.
- Методические материалы
Для обучающихся в кабинете должны быть оформлены:
- Уголок воспитанника (план работы кружка, пожелания)
- Папка со схематическими рисунками.
- Журналы и книги.
- Папка накопления материалов.
- Список литературы.
- «Вторая жизнь вещей» под. Ред. П.Р. Атупова 1989 год.
- Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.
- Агапова И.А., Давыдова М. А. «На школьной сценической площадке» М. Аркти 2007г.
- Альхимович С. М «Театр Петрушки в гостях у малышей», 1969г.
- Генералова И.А. Театр. Уч. пособие для дополнительного образования. – М.: 2004.
- Деммени Е. «Призвание - кукольник» Л; Искусство , 1986.
- Игры, конкурсы, развлечения. – Волгоград, 2001.
- Калмановский Е. «Театр кукол, день сегодняшний» Л; Искусство, 1977.
- Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М., 2001.
- Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003.
- Образцов С. «Всю жизнь я играю в куклы» - М. Время .2001г.
- Жукова Р.А. «Театральная деятельность» ИТД «Корифей»,2011
- Смирнова Н.И. «Оживают куклы» - М; Дет. Лит. , 1982.
- Соломник И. «Куклы выходят на сцену» - М; Просвещение, 1993.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания &nbs