Система уроков литературы в форме диалога - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 212
  • Скачиваний: 0

Пояснительная записка

     В современном мире, где на первый план вышли информационные технологии, так часто не хватает свободного, творческого, интересного общения. А людей, которые способны  вести хорошую беседу, можно пересчитать по пальцам.  Хороший диалог двух людей - это своего рода литературное произведение со своим вступлением, основным повествованием, часто содержащим интригу, с завязкой, развязкой, и заключением. 

     А между тем российское общество нуждается в молодых людях, которые способны дипломатичным способом решать конфликты, находить взаимопонимание с собеседником, вступать в дискуссии и отстаивать свою точку зрения. Формирование творчески активной, способной к саморазвитию личности является одной из важнейших задач школьного курса литературы.

   Свободное творческое общение школьников, заинтересованное обсуждение предоставляет возможности всем без исключения учащимся для раскрытия себя, для свободного творческого развития. Сегодня особенно актуальны уроки, способствующие организации личностно-развивающего диалога. В центре внимания стоят диалоговые формы обучения, которые способствуют организации диалога, установлению живой и свободной взаимосвязи между учителем и учащимися, помогает реализовать на уроке личностные ресурсы каждого обучающегося и класса в целом. Это способствует успешному решению ряда учебно-воспитательных задач:

  • стимулирование личностного восприятия учащимися литературных произведений;
  • создание условий для свободного творческого общения школьников, самостоятельной индивидуальной работы над образами и произведениями;
  • формирование коммуникативных навыков;
  • воспитание грамотного и вдумчивого читателя;
  • развитие воображения, нравственных качеств;
  • стимулирование интереса к русской классической литературе.

     Решать эти задачи  и помогает реализовать технология личностно-развивающего диалога.

   Объективной предпосылкой обращения к диалогу участников процесса обучения выступает соответствующий отбор и построение содержания образования.  По словам Г.С. Батищева, "чтобы гуманистическое содержание образования стало достоянием школьников, его необходимо прежде всего вычленить, обнажить в контексте предметного содержания, так как предмет обучения - знание, которым предстоит овладеть, противостоит обучающимся в форме готового результата, застывшего в своей неподвижности и лишенного последних следов той человеческой деятельности, которая его выработала". Средством, которое позволяет снять эту неподвижность предметного знания, "очеловечить" его, является построение содержание образования на генетической основе, при котором в содержании каждого учебного предмета на первый план выступает не усвоение понятий, формул, правил как готовых результатов, а сам поиск, процесс формирования знания, правила, формулы. 

                Личностно – развивающий диалог – это особый по содержанию вид деятельности – смыслодеятельности, способ развития совместной деятельности, в процессе которой между субъектами складываются личностные взаимодополнительные связи. Под педагогическими приёмами организации диалога можно рассматривать определённые осознанные действия педагога, направленные на реализацию его замысла и выстроенные в контексте педагогической деятельности как опосредованные действия, связанные с порождением, проявлением, актуализацией и развитием личностных смыслов педагога и учащихся.

    Развитие смыслообразования происходит поэтапно:

  • актуализация личного опыта, порождение личных смыслов участников совместной деятельности: переживание событий, фактов, явлений совместной деятельности;
  • оформление и представление каждым участником в деятельности своего смысла, определение поля личных смыслов участников совместной деятельности;
  • обращение к различным, другим смыслам, сосуществующим в культуре, опредмечивание их в совместной деятельности, расширение, углубление смыслового пространства деятельности;
  • разработка и реализация проекта смыслодеятельности, выбор и обоснование культурных средств смыслодеятельности, созидание необходимых средств;
  • оформление индивидуальных, личностных смыслов в пространство совместной деятельности, создание и осознание каждым своей «формы культурного поведения» в совместной деятельности.

   Именно во время такого диалога дети учатся давать оценку людям и героям, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на окружающих. И здесь именно уроки литературы открывают большие возможности для реализации данного направления. Урок в форме диалога может построить каждый учитель, при этом он должен учитывать ряд обстоятельств: информированность учащихся о поэте, писателе, его творчестве, о теме вообще, уровень подготовки и особенности класса и каждого учащегося в отдельности, готовность детей к диалогу, наличие диалогической проблемы.

     Прежде чем начать разработку урока, учитель должен выявить диалогическую проблему, над которой будут работать учитель и дети в процессе всего урока. Чаще всего эта проблема закладывается в  тему урока.  Вообще формулировка темы – очень важный момент при планировании урока. Она должна не только содержать в себе проблему, но и вызывать учащихся на диалог. Например, возможны такие темы урока: «Бирюк – кто он?», «Что есть семья?», «Сказка или быль?», «Счастье – это…» и т. д.

     Первый этап урока – диалога – подготовительный. Здесь учитель должен выявить первичные смыслы детей, т. е. как понимает каждый ребёнок то или иное явление жизни. Здесь могут использоваться следующие формы: анкетирование, тестирование, минисочинение, работа со словарями, поиск информации, исследовательские методы и др.

     Второй этап – вхождение в диалог. Формы организации деятельности: карты первичных смыслов, результаты исследования деятельности детей,  обобщение результатов (смыслов), стягивание смыслов, проблем и выбор одной или двух проблем для поиска и решения. На данном этапе сформулировать проблему могут  сами дети, но если они затрудняются, то тогда на помощь приходит учитель и направляет их в нужное русло.

    Третий этап – ведение диалога. Формы организации деятельности: самоопределение детей, пересамоопределение, групповая работа, версии, поиск доказательств. На данном этапе отрабатываются главным образом коммуникативные навыки: умение слушать собеседника, излагать грамотно свою точку зрения, вступать в дискуссию. Также на этом этапе дети учатся работать с текстом, справочной литературой.

     Четвёртый этап – выход из диалога. Формы организации деятельности: выводы, памятки, правила, выбор жизненных позиций, сочинение.

 Данную схему можно использовать на любых уроках: история, биология, русский язык и др. Особенно актуальна данная форма для проведения классных собраний.

   Данное методическое пособие содержит разработки уроков литературы в форме диалога. В них отражены основные принципы и этапы построения этой формы уроков, дополнительный материал для учителя и учащихся. Данный материал соответствует программным требованиям, целям и задачам этого пособия.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: