Система работы по формированию личностной готовности к обучению в школе старших дошкольников.
Задачи:
- 1. Развитие самосознания, самооценки и саморегуляции посредством:
-расширение арсенала доступных ребенку форм и методов самоанализа и самооценки;
-выполнения заданий, требующих переноса внешнего контроля во внутреннюю сферу;
-расширение возможности удержания правил в игровой деятельности и контроля выполнения правил другим членами детской группы.
- 2. Развитие активной субъектной познавательной позиции посредством:
-ознакомления с ролевыми позициями участников учебного процесса и их моделирование;
-формированию навыков чувственного и когнитивного познания;
-развития мотивационной направленности учебной деятельности.
- 3. Формирование учебной и социальной мотивации деятельности посредством рассмотрения возможных вариантов ближайших и отдаленных психологических и социальных перспектив.
- 4. Формирование элементарных навыков организации учебной деятельности и увеличение объема общей осведомленности ребенка путем:
-расширения представлений об окружающем;
-моделирования ситуаций урока;
-анализа и синтеза фактического материала;
-формирования алгоритма деятельности и поведения.
Разработанная нами система работы включала несколько направлений:
-работа с детьми (занятия, упражнения, игры);
-работа с педагогическим коллективом (консультации для воспитателей);
-работа с родителями (консультации, день открытых дверей, тренинг)
Разработанная система работы представлена в таблице
Таблица
Система работы со старшими дошкольниками по формированию личностной готовности к обучению в школе
№ п/п | Тема | Программное содержание | Форма проведения |
Работа с детьми | |||
Занятия | |||
1. | «Я хочу» | -учить детей управлять своим поведением и способствовать формированию волевых качеств личности; -развивать у детей способность оценивать свои желания и направлять внимание детей на осознание и сравнение собственных мышечных и эмоциональных ощущений; -воспитывать в детях способность сдерживать себя, а также оценивать выполнение игровых правил. | Интегрированное занятие |
2. | «Автопортрет» | -расширить пределы ситуативности мышления и речи; -формировать адекватную самооценку; помочь каждому ребенку осознать его характерные особенности; -дать понять, ребенку, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим. | Интегрированное занятие |
3. | «Мой внутренний мир» | -способствовать самовыражению ребенка; -продолжать учить каждого ребенка осознать свои характерные особенности, предпочтения; -воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам. | Интегрированное занятие |
4. | «Путешествие на остров нарисованных человечков» | -закреплять полученные знания, умения детей; -развивать навыки общения детей со сверстниками; формировать у детей представление о значении взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов; -способствовать саморегуляции и снятию психоэмоционального напряжения у детей. | Интегрированное занятие |
5. | «Я знаю, я умею, я могу» | -закреплять полученные знания и умения детей; -развивать представления детей о себе и своем отличии от других; формировать у детей адекватную самооценку; -продолжать учить детей позитивным способам общения со сверстниками. | Интегрированное занятие |
6. | «Мое имя» | -расширить представление детей об имени как компоненте самосознания человека; -сформировать положительное отношение ребенка к своему имени; -ознакомить с источниками присвоения имени; -расширить лексический запас, развивать способность к словоизменению (уменьшительно-ласкательные, «взрослые» варианты имени, использование имени в различных падежных вариантах). | Интегрированное занятие |
7. | «Подружимся с тетрадкой» | -сформировать интерес к графическим средствам передачи информации -обучить приемам фиксации и передачи информации с помощью метода пиктограмм. -научить пространственной организации материала. -провести профилактику нарушений чтения и письма (соблюдение порядка элементов предложения, учет всех компонентов сообщения, анализ и синтез) | Интегрированное занятие |
8. | «Сказка о малышах - будущих школьниках» | -учить детей управлять своим поведением и способствовать формированию волевых качеств личности; -развивать у детей способность оценивать свои желания; -воспитывать положительное отношение к обучению в школе | Интегрированное занятие |
9. | «Цветные карандаши» | -учить детей управлять своим поведением и способствовать формированию волевых качеств личности; -развивать у детей способность оценивать свои желания и направлять внимание детей на осознание и сравнение собственных мышечных и эмоциональных ощущений; -продолжать учить детей позитивным способам общения со сверстниками. | Интегрированное занятие |
Игры и упражнения | |||
10. | «Стой» | Цель: развивать самоконтроль и произвольность движений. | Упражнение |
11. | «Замри» | Цель: развивать произвольность движений. | Упражнение |
12. | «Поссорились два петушка» | Цель: развивать самоконтроль | Упражнение |
13. | «Флажок» | Цель: развивать самоконтроль и произвольность движений. | Упражнение |
14. | «Запретный номер» | Цель: развивать самоконтроль и произвольность движений. | Упражнение |
15. | «Волшебное слово» | Цель: развивать самоконтроль и произвольность движений. | Упражнение |
16. | «Запрещенное движение» | Цель: развивать самоконтроль, самодисциплину. | Упражнение |
17. | «Иголка и нитка» | Цель: развивать самоконтроль. | Упражнение |
18. | «Запретный номер» | Цель: развивать самоконтроль. | Игра |
19. | «Сделай так же» | Цель: развивать самоконтроль. | Игра |
20. | «Игра в мяч» | Цель: развивать самоконтроль. | Игра |
21. | «Школа» | Цель: снятие страха перед школой, ускорение адаптации к школе. | Игра |
22. | «Пуговица» | Цель: развивать самоконтроль и произвольность. | Игра |
23. | «Кто сегодня именинник» | Цель: развивать самоконтроль и произвольность. | Игра |
Работа с педагогическим коллективом | |||
24. | «Личностная готовность старших дошкольников к обучению в школе». | Цель: расширить представления педагогов о понятии и составляющих компонентах личностной готовности к обучению в школе старших дошкольников. | Консультация для воспитателей. |
25. | «Развитие образа Я у старших дошкольников». | Цель: повысить уровень компетентности воспитателей по вопросу развития образа «Я» у старших дошкольников | Консультация для воспитателей. |
Работа с родителями | |||
26. | «Ваш ребенок - будущий ученик» | Цель: формирование активной педагогической позиции родителей, психолого-педагогических знаний и умений | Нестандартная форма работы с родителями - День открытых дверей |
27. | «Влияние детско-родительских отношений на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте». | Цель: повысить уровень компетенции родителей по данному вопросу. | Консультация для родителей |
28. | «Давайте наблюдать» | Цель: создание положительного рабочего настроения участников; развивать внимания в слуховой модальности, зрительную и слуховую память, наблюдательность; развитие доверительных отношений внутри семейной диады | Тренинг. |
Занятие 1. «Я хочу»
На данном занятии дети учились управлять своим поведением, оценивать свои желания. Были предложено ряд заданий, которые способствовали формированию волевых качеств личности и осознанию собственных мышечных и эмоциональных ощущений.
Содержание занятия способствовало воспитанию в детях способности сдерживать себя, а также оценивать выполнение игровых правил. Итогом занятия стала продуктивная деятельность детей - рисование.
Занятие 2. «Автопортрет »
Занятие было направлено формирование адекватной самооценки. Нами делался акцент на осознание ребенком своих характерных особенностей, неповторимости и индивидуальности каждого человека. В ходе занятия использовались этюды и упражнения, что вызывало у детей интерес и массу положительных эмоций.
Занятие 3. «Мой внутренний мир»
Тематика данного занятия выбрана неслучайно. У всех детей, данной группы, нами была выявлена высокая самооценка. Занятие способствовало самовыражению детей, формированию адекватной самооценки. Оно было насыщено интересными играми, этюдами и упражнениями, что способствовало большому интересу детей. Итогом занятия была игра «Ладошка», которая завершалась рисованием.
Занятие 4. «Путешествие на остров нарисованных человечков»
Через беседу, «экскурсию» по глобусу и с помощью иллюстраций у детей формировалось представление о значении взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов. Данное занятие способствовало развитию навыков общения детей со сверстниками; формированию саморегуляции и снятию психоэмоционального напряжения у детей. Итогом занятие стало рисование по сказке.
Занятие 5. «Я знаю, я умею, я могу»
Данное занятие было направлено на закрепление полученных знаний и умений детей, а также на развитие представлений о себе и о своем отличии от других. Содержание занятия включало беседу с детьми про волшебника, игры, заканчивалось продуктивной деятельностью. На занятии ребята учились выражать свои эмоции, показывать свое настроение. Предложенные задания дети выполняли с радостью, после занятия обменивались своими впечатлениями.
Занятие 6. «Мое имя»
На данном занятии у детей расширялись представления об имени как компоненте самосознания человека, формировалось положительное отношение ребенка к своему имени, здесь дети знакомились с источниками присвоения имени.
Занятие 7. «Подружимся с тетрадкой»
Тема данного занятия определена нами неслучайно, так как одной из задач являлось формирование учебной и социальной мотивации деятельности посредством рассмотрения возможных вариантов ближайших и отдаленных психологических и социальных перспектив. Содержание занятия: Ознакомить с письмом как средством передачи информации. Обучить написанию основных графических элементов и их речевых обозначений. Освоить элементы метода «пиктограмма» и применить их на практике.
Занятие 8. «Сказка о малышах - будущих школьниках»
Данное занятие представлено в виде обучающей сказки, которая в игровой форме формирует мотивационную готовность детей к обучению в школе и поддерживает интерес на протяжении всего занятия.
Занятие 9. «Цветные карандаши»
Целью занятия являлось обучение детей управлять своим поведением и способствовать формированию волевых качеств личности; развивать у детей способность оценивать свои желания и направлять внимание детей на осознание и сравнение собственных мышечных и эмоциональных ощущений; продолжать формировать у детей чувство принадлежности к группе; учить детей позитивным способам общения со сверстниками.
Содержание занятия заключалось в путешествии детей с карандашами и выполнении заданий, которые предлагал персонаж.
Помимо этого с детьми были организован и проведен целый блок упражнений и игр, направленных на развитие произвольности и самоконтроля .
Для повышения компетентности педагогов ДОУ по проблеме формирования личностной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста нами были подготовлены и проведены консультации для педагогов на тему: «Личностная готовность к обучению в школе старших дошкольников» и «Развитие образа «Я» у старших дошкольников» .
С целью включения родителей в процесс формирования личностной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста нами также был продуман и организован ряд мероприятий. Это нетрадиционная форма работы - День открытых дверей на тему «Ваш ребенок - будущий ученик», консультация на тему «Влияние детско-родительских отношений на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте» . Активно нами привлекались родители воспитанников к участию в тренинге на тему «Давайте наблюдать».