Система работы по формированию личностной готовности к обучению в школе старших дошкольников - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 125
  • Скачиваний: 0

 

Система  работы по формированию личностной готовности к обучению в школе старших дошкольников.

Задачи:

  1. 1. Развитие самосознания, самооценки и саморегуляции посредством:

-расширение арсенала доступных ребенку форм и методов самоанализа и самооценки;

-выполнения заданий, требующих переноса внешнего контроля во внутреннюю сферу;

-расширение возможности удержания правил в игровой деятельности и контроля выполнения правил другим членами детской группы.

  1. 2. Развитие активной субъектной познавательной позиции посредством:

-ознакомления с ролевыми позициями участников учебного процесса и их моделирование;

-формированию навыков чувственного и когнитивного познания;

-развития мотивационной направленности учебной деятельности.

  1. 3. Формирование учебной и социальной мотивации деятельности посредством рассмотрения возможных вариантов ближайших и отдаленных психологических и социальных перспектив.
  2. 4. Формирование элементарных навыков организации учебной деятельности и увеличение объема общей осведомленности ребенка путем:

-расширения представлений об окружающем;

-моделирования ситуаций урока;

-анализа и синтеза фактического материала;

-формирования алгоритма деятельности и поведения.

Разработанная нами система работы  включала несколько направлений:

-работа с детьми (занятия, упражнения, игры);

-работа с педагогическим коллективом (консультации для воспитателей);

-работа с родителями (консультации, день открытых дверей, тренинг)

Разработанная система работы представлена в таблице

 

 

 

 

 

Таблица

Система работы со старшими дошкольниками  по формированию личностной готовности к обучению в школе

№ п/п

Тема

Программное содержание

Форма проведения

Работа с детьми

Занятия

1.

«Я хочу»

-учить детей управлять своим поведением и способствовать формированию волевых качеств личности;

-развивать у детей способность оценивать свои желания и направлять внимание детей на осознание и сравнение собственных мышечных и эмоциональных ощущений;

-воспитывать в детях способность сдерживать себя, а также оценивать выполнение игровых правил.

Интегрированное занятие

2.

«Автопортрет»

-расширить пределы ситуативности мышления и речи;

-формировать адекватную самооценку; помочь каждому ребенку осознать его характерные особенности;

-дать понять, ребенку, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим.

Интегрированное занятие

3.

«Мой внутренний мир»

-способствовать самовыражению ребенка;

-продолжать учить каждого ребенка осознать свои характерные особенности, предпочтения;

-воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам.

Интегрированное занятие

4.

«Путешествие на остров нарисованных человечков»

-закреплять полученные знания, умения детей;

-развивать навыки общения детей со сверстниками; формировать у детей представление о значении взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов;

-способствовать саморегуляции и снятию психоэмоционального напряжения у детей.

Интегрированное занятие

5.

«Я знаю, я умею, я могу»

-закреплять полученные знания и умения детей;

-развивать представления детей о себе и своем отличии от других; формировать у детей адекватную самооценку;

-продолжать учить детей позитивным способам общения со сверстниками.

Интегрированное занятие

6.

«Мое имя»

-расширить представление детей об имени как компоненте  самосознания человека;

-сформировать положительное отношение ребенка к своему имени;

-ознакомить с источниками присвоения имени;

-расширить лексический  запас, развивать способность к словоизменению (уменьшительно-ласкательные,  «взрослые» варианты имени, использование имени в различных падежных вариантах).

Интегрированное занятие

7.

«Подружимся с тетрадкой»

-сформировать интерес к графическим средствам передачи информации

-обучить приемам фиксации и передачи информации с помощью метода пиктограмм.

-научить пространственной организации материала.

-провести профилактику нарушений чтения и письма (соблюдение порядка элементов предложения, учет всех компонентов сообщения, анализ и синтез)

Интегрированное занятие

8.

«Сказка о малышах - будущих школьниках»

-учить детей управлять своим поведением и способствовать формированию волевых качеств личности;

-развивать у детей способность оценивать свои желания;

-воспитывать положительное отношение к обучению в школе

Интегрированное занятие

9.

«Цветные карандаши»

-учить детей управлять своим поведением и способствовать формированию волевых качеств личности;

-развивать у детей способность оценивать свои желания и направлять внимание детей на осознание и сравнение собственных мышечных и эмоциональных ощущений;

-продолжать учить детей позитивным способам общения со сверстниками.

Интегрированное занятие

Игры и упражнения

10.

«Стой»

Цель: развивать самоконтроль и произвольность движений.

Упражнение

11.

«Замри»

Цель: развивать произвольность движений.

Упражнение

12.

«Поссорились два петушка»

Цель: развивать самоконтроль

Упражнение

13.

«Флажок»

Цель: развивать самоконтроль и произвольность движений.

Упражнение

14.

«Запретный номер»

Цель: развивать самоконтроль и произвольность движений.

Упражнение

15.

«Волшебное слово»

Цель: развивать самоконтроль и произвольность движений.

Упражнение

16.

«Запрещенное движение»

Цель: развивать самоконтроль, самодисциплину.

Упражнение

17.

«Иголка и нитка»

Цель: развивать самоконтроль.

Упражнение

18.

«Запретный номер»

Цель: развивать самоконтроль.

Игра

19.

«Сделай так же»

Цель: развивать самоконтроль.

Игра

20.

«Игра в мяч»

Цель: развивать самоконтроль.

Игра

21.

«Школа»

Цель: снятие страха перед школой, ускорение адаптации к школе.

Игра

22.

«Пуговица»

Цель: развивать самоконтроль и произвольность.

Игра

23.

«Кто сегодня именинник»

Цель: развивать самоконтроль и произвольность.

Игра

Работа с педагогическим коллективом

24.

«Личностная готовность старших дошкольников к обучению в школе».

Цель: расширить представления педагогов о понятии и составляющих компонентах личностной готовности к обучению в школе старших дошкольников.

Консультация для воспитателей.

25.

 «Развитие образа Я у старших дошкольников».

Цель: повысить уровень компетентности воспитателей по вопросу развития образа «Я» у старших дошкольников

Консультация для воспитателей.

Работа с родителями

26.

«Ваш ребенок - будущий ученик»

Цель: формирование активной педагогической позиции родителей, психолого-педагогических знаний и умений

Нестандартная форма работы с родителями - День открытых дверей

27.

«Влияние детско-родительских отношений

на формирование образа «Я» в дошкольном  возрасте».

Цель: повысить уровень компетенции родителей по данному вопросу.

Консультация для родителей

28.

«Давайте наблюдать»

Цель: создание положительного рабочего настроения участников; развивать внимания в слуховой модальности, зрительную и слуховую память, наблюдательность; развитие доверительных отношений внутри семейной диады

Тренинг.

Занятие 1. «Я хочу»

На данном занятии дети учились управлять своим поведением, оценивать свои желания. Были предложено ряд заданий, которые способствовали формированию волевых качеств личности и осознанию собственных мышечных и эмоциональных ощущений.

Содержание занятия способствовало воспитанию в детях способности сдерживать себя, а также оценивать выполнение игровых правил. Итогом занятия стала  продуктивная деятельность детей - рисование.

Занятие 2. «Автопортрет »

Занятие было направлено формирование адекватной самооценки. Нами делался акцент на осознание ребенком своих характерных особенностей, неповторимости и индивидуальности каждого человека. В ходе занятия использовались этюды и упражнения, что вызывало у детей интерес и массу положительных эмоций.

Занятие 3. «Мой внутренний мир»

Тематика данного занятия выбрана неслучайно. У всех детей, данной группы, нами  была выявлена высокая самооценка. Занятие способствовало самовыражению детей, формированию адекватной самооценки. Оно было насыщено интересными играми, этюдами и упражнениями, что способствовало большому интересу детей. Итогом занятия была игра «Ладошка», которая завершалась рисованием.

Занятие 4. «Путешествие на остров нарисованных человечков»

Через беседу, «экскурсию» по  глобусу и с помощью иллюстраций у детей формировалось представление о значении взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов. Данное занятие способствовало развитию навыков общения детей со сверстниками; формированию саморегуляции и снятию психоэмоционального напряжения у детей. Итогом занятие стало рисование по сказке.

Занятие 5. «Я знаю, я умею, я могу»

Данное занятие было направлено на закрепление полученных знаний и умений детей, а также на развитие представлений о себе и о своем отличии от других. Содержание занятия включало беседу с детьми про волшебника, игры, заканчивалось продуктивной деятельностью. На занятии ребята учились выражать свои эмоции, показывать свое настроение. Предложенные задания дети выполняли  с радостью, после занятия обменивались своими впечатлениями.

Занятие 6. «Мое имя»

На данном занятии у детей расширялись представления  об имени как компоненте самосознания человека, формировалось  положительное отношение ребенка к своему имени, здесь дети знакомились с источниками присвоения имени.

Занятие 7. «Подружимся с тетрадкой»

Тема данного занятия определена нами неслучайно, так как  одной из  задач являлось формирование учебной и социальной мотивации деятельности посредством рассмотрения возможных вариантов ближайших и отдаленных психологических и социальных перспектив. Содержание занятия: Ознакомить с письмом как средством передачи информации. Обучить написанию основных графических элементов и их речевых обозначений. Освоить элементы метода «пиктограмма» и применить их на практике.

Занятие 8. «Сказка о малышах - будущих школьниках»

Данное занятие представлено в виде обучающей сказки, которая в игровой форме  формирует мотивационную готовность детей к обучению в школе и поддерживает интерес на протяжении всего занятия.

Занятие 9. «Цветные карандаши»

Целью занятия являлось обучение детей управлять своим поведением и способствовать формированию волевых качеств личности; развивать у детей способность оценивать свои желания и направлять внимание детей на осознание и сравнение собственных мышечных и эмоциональных ощущений; продолжать формировать у детей чувство принадлежности к группе; учить детей позитивным способам общения со сверстниками.

Содержание занятия заключалось в путешествии детей  с карандашами и выполнении заданий, которые предлагал персонаж.

Помимо этого с детьми были организован и проведен целый блок упражнений и игр, направленных на развитие произвольности и самоконтроля .

Для повышения компетентности педагогов ДОУ по проблеме формирования личностной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста нами были подготовлены и проведены консультации для педагогов на тему: «Личностная готовность к обучению в школе старших дошкольников» и «Развитие образа «Я» у старших дошкольников» .

С целью включения родителей в процесс формирования личностной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста нами также был продуман и организован ряд мероприятий. Это нетрадиционная форма работы - День открытых дверей на тему «Ваш ребенок - будущий ученик», консультация на тему «Влияние детско-родительских отношений на формирование образа «Я» в дошкольном возрасте» . Активно нами привлекались родители воспитанников к участию в тренинге на тему «Давайте наблюдать»

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: