Цель:
Познакомить детей с зимующими птицами (синицей, её особенностями и питанием в зимнее время).
Задачи:
Закрепить знания детей о зимующих птицах: дятел, снегирь, синица, сорока;
Активизировать словарь: перелётные, зимующие птицы;
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.
Ход занятия.
Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев, избавились от своего пестрого наряда. Окружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, скоро встретит нас первыми морозами ноябрь. И вот уже зима спешит к нам с морозами и снегом.
И как только, на улице похолодало, многие птички засуетились как будто их кто- то напугал. Да нет, пугать никто не пугал. Вот только дождики да морозы не всем птицам по душе. Пришла пора некоторым из них улетать в теплые края. Раньше всех от нас улетают стрижи и ласточки, в сентябре отбывают грачи, скворцы, кукушки, а к ноябрю покидают нас все перелетные птицы.
Но улетают от нас не все пернатые, и тех, кто остается на зимовку, мы сейчас с вами поприветствуем (Воробей, синица, сорока, снегирь и т.д.).
С давних пор на Руси 13 ноября отмечался Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба -то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».
Ребята, каких зимующих птиц вы знаете?
Это снегирь, синица, воробей, ворона.
- Отгадайте загадки.
1) Угадайте, что за птица.
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится-
собирает крошки (Воробей)
2) Кто пришел на толстый сук
И стучит "Тук- тук- тук- тук". (Дятел)
3) Что такое - посмотри!
Выпал снег, на нем огни
Это птицы (Снегири)
4) Села на кормушку
Птица с желтым брюшком (Синица)
Воспитатель: -Ребята, а вы знаете чем, и когда кормят птиц?
Дидактическое упражнение «Накорми» (на столе на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины).
Уберите лишнее, что птицы есть не будут. Перед вами – модели, обозначающие птиц. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица любит сало?(Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица зимой питается ягодами рябины? (Выбрать модель).
В зимний день среди ветвей,
Стол накрытый для гостей.
Дощечка новая.
Для птиц столовая.
Зовет обедать, крошек отведать.
Что это? (Кормушка)
Правильно, кормушка.
А зачем кормить птиц зимой? Кто из вас это делает?
А теперь игра на внимание.
Я буду называть птиц, а если вы услышите что-то другое- хлопайте в ладоши!
Прилетели птицы: голуби, куницы.
прилетели птицы: аисты, вороны, галки и палки
Прилетели птицы голуби, синицы галки, стрижи, чибисы, чижи.
Игра «Синицы».
Кружки (или кладут обручи из картона) – это гнездо. Все дети – синицы. Они свободно летают по площадке. На сигнал «По домам» синицы быстро летят и стараются занять один из домиков. Кто из детей остается без него, тот проиграл.
Рисование синицы карандашами.
Подведение итогов. Выставка работ.