Статья по теме
«Сенсорное воспитание детей раннего возраста»
(из опыта работы)
Работая воспитателем в МАДОУ № 30 "МАЛЫШ" г.
Дубны Московской области, воспитываю детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и большое
внимание в воспитательно-образовательном
процессе придаю сенсорному развитию детей.
При поступлении детей в
ДОУ был сформирован одинаковый возрастной состав группы, но каждый ребёнок имел
свои индивидуальные особенности и возможности, разный уровень
нервно-психического развития.
На 2-м году жизни детей
первоначально я уделяю внимание обследованию предметов путём ощупывания, затем
постепенно перехожу к ознакомлению с их
сенсорными свойствами: величиной и формой, предоставляя
детям возможность работать с раздаточным
материалом. В первую очередь это полоски
бумаги разной длины при равной ширине и, наоборот, разной ширины при равной
длине; тесьма разной длины, разной ширины; лоскутки ткани разной толщины и т.
п. Действия с раздаточным материалом обеспечивают возможность всестороннего
обследования предметов каждым ребенком.
Для
сенсорного воспитания детей в нашей группе «Умка» имеется много дидактического
материала. Это пирамидки, матрёшки, цветные стаканчики - вкладыши, кубы - вкладыши,
занимательные коробочки, доски с геометрическими фигурками и грибочками,
мозаика, «строительный» материал (настольный и напольный), конструктор «Лего»,
рамки -вкладыши «Монтессори», цветные шарики, народные музыкальные инструменты,
контейнеры с природным материалом и многое другое. А также есть дидактический
материал, сделанный своими руками.
Игры с
дидактическим материалом способствуют постепенному развитию у детей зрительного восприятия,
цветовосприятия, слухового восприятия,
тактильных ощущений, мышления, воображения, а также повышению эмоционального
состояния, двигательной активности и т.д.
На третьем
году жизни детей сенсорное воспитание отражается во всех областях
образовательной деятельности: социально-коммуникативной,
познавательно-исследовательской, речевой, художественно-эстетической и
физической культуре.
Важную роль
в развитии сенсорных способностей ребёнка играет развивающая среда. Обучение сенсорному
воспитанию осуществляется не только на занятиях, но и в повседневной жизни: на
прогулке, в игровых уголках, в самостоятельных играх. Это способствует
закреплению знаний и умений детей.
Ежедневные
наблюдения показывают, что к концу 3-го года жизни, дети хорошо усваивают
знания по форме и величине, цвету предметов, соответственно своему возрасту. Во
время самостоятельной деятельности дети обращаются к взрослым с просьбой дать им
задание в игре с дидактическим материалом. И большинство справляется со
своим заданием и даже старается помочь рядом находящимся детям словом,
показом, действиями, подражая взрослому.
Различать цвета
дети начинают очень рано. Так
как эта задача для детей доступна, но нелегка, то
упражнять их в различении цветов надо систематически и в
разнообразной форме.
Этому способствует и художественное творчество. Например, в нашей группе
работает кружок по изобразительной деятельности с элементами мелкой моторики,
где используется нетрадиционная техника рисования пальчиками, ладошками, ватными
дисками и листиками с разнообразных деревьев, что является прекрасным инструментом для создания творческих
композиций. Эти занятия способствуют не только цветовосприятию, но и
проявлению самостоятельности, инициативы, самовыражению, поднятию настроения у
детей, а также развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики,
мышления.
Конструирование – это одно из важных составляющих сенсорного развития в младшей группе,
равно как и рисование. В нашей группе «Умка» созданы благоприятные условия для
конструирования. У детей
возникает желание не просто манипулировать предметами, но и что-то
создавать, строить для достижения результата. Желание что-то создавать своими
руками есть у каждого ребенка, но оно закрепляется лишь в том случае, если
малыш понимает, что его труд оценен и одобрен окружающими.
Конструирование
- это позитивное занятие. Чем больше дети мастерят, тем больше навыков
они получают. В первую очередь развивается пространственное мышление, мелкая
моторика. Дети учатся различать различные материалы, узнают об их свойствах,
овладевают своими руками, настраиваются на созидание.
Во время конструирования дети часто объединяются небольшими группами и вместе
делают постройки. Они строят большие красивые дома, выкладывают дорожки и потом
радуются и любуются своим творчеством.
Сенсорное
воспитание детей раннего возраста является подготовительной ступенью к
формированию у них элементарных математических представлений.
К концу
3-го года жизни дети уже знакомы с такими понятиями, как «много» и «мало»,
«целый» предмет, «часть» предмета и др.
В
самостоятельных играх ребяткам уже интереснее играть с большой матрёшкой, в
которой много матрёшек-вкладышей различной величины – «Большая семья».
Рассказывая детям сказку «Коза и семеро козлят», они знают, что большая коза – мама,
а маленькие козлятки её детки; что коза одна, а деток – козляток много и даже
способны сосчитать их.
Решая на
протяжении всего учебного года задачи по всем видам
воспитательно-образовательной деятельности и добиваясь положительных
результатов в работе по сенсорному воспитанию со всеми детьми, воспитатель и
сам совершенствуется.
Скоро мои
воспитанники перейдут в другие дошкольные учреждения. Хочется пожелать им
хорошо адаптироваться в новых условиях, показать знания и умения, приобретённые
в ДОУ "МАЛЫШ" и развиваться дальше.