Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка – совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Источником знаний об окружающем мире являются ощущения и восприятия, возникающие от соприкосновения органов чувств с различными признаками и свойствами предметов. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности. Значительно совершенствуются у детей умения определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени. Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).
Без сенсорного развития восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности.
Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное воспитание часто выступает исходным звеном умственного воспитания. Сенсорное восприятие создаёт основы умственного развития, эстетического воспитания.
Особое значение сенсорное воспитание приобретает в дошкольном детстве, т. к. именно в этот период интенсивно развиваются сенсорные процессы.
На сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития дошкольника еще и в связи с тем, что, в последние годы подавляющее число детей с речевыми нарушениями обучаются в общеобразовательной школе и с каждым годом количество таких детей растет. Дети с речевой патологией, в том числе с общим недоразвитием речи, как правило, имеют трудности в обучении, так как на основе речи и ее смысловой единицы – слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. На огромное значение речи для сенсорного развития и развития мышления и формирования личности неоднократно указывал Л.С. Выготский.
В психолого-педагогических исследованиях, сенсорное развитие понимается как процесс формирования восприятия формы, цвета, величины, пространства, времени, движений тела, особых свойств предметов и явлений, целостных предметов. Важно отметить, что значимым фактором для развития восприятия, ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.
Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте
Дети с третьим уровнем речевого развития называют не только предметы, но и определяют их свойства: цвет, форму, величину. Но не затрудняются они в назывании действий, признаков, качеств и состояний, только хорошо знакомых им из жизненного опыта. Здесь также возникают трудности в определении пространства, времени.
Цветовое восприятие развито лучше у детей, с нормальным развитием речи.
Дети, не имеющие речевых нарушений, справились с заданием на восприятие величины на более высоком уровне.
Дети контрольной группы справились с заданием на восприятие формы успешнее, чем дети экспериментальной группы.
Пространственные представления развиты на более высоком уровне у детей, не имеющих речевые нарушения.
Анализ результатов по сенсорному развитию показал, что дети, не имеющие речевых нарушений, справляются со всеми заданиями успешнее, чем дети с общим недоразвитием речи III уровня. У них лучше развиты способности цветового восприятия, восприятия величины, восприятия формы и пространственные представления.
У детей с общим недоразвитием речи III уровня среди сенсорных эталонов преобладает эталон формы. Уровень пространственных представлений находится на более низком уровне.