Самостоятельность как основа развития личности - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 114
  • Скачиваний: 5

Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Говоря о формировании у учащихся самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. В процессе обучения учащийся должен достичь определенного  достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

При этом основная задача педагога дать учащимся метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, т.е. умениями ставать цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Самостоятельность – как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую способность достигать цель деятельности без посторонней помощи. Составляющие «учебной самостоятельности» отражены в схеме:

Самостоятельная работа представляется собой как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим учащимся в совокупности выполняемых действий. Её выполнение требует от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.

Необходимо подчеркнуть, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает чёткое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Но в целом это параллельно существующая занятость школьника по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала.

Проявление развития самостоятельности учащихся происходит в ходе выполнения им определенной деятельности,  и фиксируются в субъектной позиции. Под субъектной позицией человека,  понимается его внутренняя позиция, основанная на системе отношений человека к миру, другим людям, самому себе, позволяющая ему сознательно, ответственно  строить свою жизнь, совершать поступки и жизненные выборы. Субъектную позицию человека характеризует совокупность системы целей и ценностей, осознанно и ответственно реализуемой им в различных ситуациях деятельности и  взаимоотношений с другими, а также способов её реализации.  Субъектность возникает на некотором уровне развития личности, которое определяет специфику внешнего поведения человека.  Для развития самостоятельности в процессе обучения учащиеся должны выступать полноправными субъектами учебной деятельности на всех трех их этапах: 1)планирования деятельности, 2)  осуществлении учебной деятельности, 3)анализа, оценки и разработки программ коррекции и совершенствования». Поэтому развитие самостоятельности – ответственного, инициативного поведения, независимого от постороннего влияния, совершаемого без посторонней помощи, собственными силами, будет являться одним из факторов становления субъектной позиции.

Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания и самостоятельной  познавательной деятельностью учеников. Эти два понятия очень тесно связаны, но следует выделить самостоятельную работу как ведущую и активизирующую форму обучения в связи с рядом обстоятельств. Во-первых, знания, навыки, умения, привычки, убеждения, духовность нельзя передавать от преподавателя к ученику так, как передаются материальные предметы. Каждый учащийся овладевает ими путём самостоятельного познавательного труда: прослушивание, осознание устной информации, чтение, разбор и осмысление текстов, и  критический анализ. Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания изучаемого подчиняется строгим законам, определяющим последовательность познания: знакомство, восприятие, переработка, осознание, принятие. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые практически не могут реализоваться. В-третьих, если человек живёт в состоянии наивысшего интеллектуального напряжения, то он непременно меняется, формируется как личность высокой культуры. Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, а прежде всего ума, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь ещё не решённых проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности школьников, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.

В процессе управления самостоятельной деятельностью не последнее место принадлежит преподавателю, так как он принимает прямое (затем косвенное) участие в организации педагогического процесса. В связи с этим следует перечислить следующие принципы управления:

·        дифференцированный подход к учащимся с соблюдением посильности   учебных заданий;

·        планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок;

·        постепенное отдаление учителя и занятие им позиции наблюдателя;

·        переход от контроля учителя к самоконтролю.

Математика является наиболее удобным предметом для формирования самостоятельности как основы развития личности. Этому способствует логическое построение предмета, четкая система упражнений и абстрактный язык математики. Воспитание самостоятельности у учащихся происходит посте­пенно в течение всего периода обучения и предусматривает способность полноценно аргументи­ровать, выделять главное, существенное, умение рассуждать, доказывать, находить рациональ­ные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, обобщать и применять их при решении конкретных вопросов.

Для организации самостоятельной работы на уроках считаю обязательными такие факторы как:

·        создание положительной мотивации

·        использование алгоритмов в организации самостоятельной работы учащихся

·        индивидуальный подход при подборе заданий

·        консультирование на разных этапах работы

·        использование информационных технологий

Сущность самостоятельной работы состоит в том, что она выполняется учеником без непосредственного участия учителя, но по его заданию и под его управлением и контролем.

Существуют разные подходы классификации самостоятельных работ. Подразделяют их на обучающие и контролирующие, на творческие и репродуктивные, устные и письменные, на об­щие, групповые и индивидуальные, на классные и домашние. По способу организации самостоя­тельных работ следует выделить следующие: по образцу; по инструкции и алгоритму; по гото­вым схемам, чертежам и графикам; с указаниями к решению; вариативные; с промежуточными записями; математические диктанты; практикумы; с применением про­граммированного контроля; перфокарты, тестовый оп­рос, опрос-эстафета; опрос - игра, работа с учебником и со справочной литера­турой; работа с взаимопроверкой и с самопроверкой; сочинения, рефераты, доклады. Самостоятельная работа по образцу, заготовленному на доске или на карточке. Учащиеся выпол­няют аналогичное задание с измененными данными. Цель работы - закрепление изученного ма­териала, например, формул, формирование вычислительных навыков, решение типовых задач.

Вариативная (управляемая) самостоятельная работа обычно состоит из 3 - 4 последовательных заданий, где решение каждого последующего опирается на результат предыдущего. Учащийся, решив первый пример, сверяет результат с ответами ко всем примерам. Если ответ не совпадает ни с одним, то учащийся возвращается к решению, исправляет ошибку и только тогда приступает к решению второго примера. Такие работы развивают внимательность и самоконтроль.

Математический диктант - давно оправдавшая себя форма самостоятельной работы. Учащие­ся, не привыкшие к математическим диктантам, трудно воспринимают задания на слух. Но если диктанты проводятся часто, то школьники приучаются воспринимать задания на слух. А цен­ность такого умения неоспорима. Оно приводит, в частности, к умению слушать лекцию, радио­передачу, слушать вообще

Более высоким уровнем воспроизводящей деятельности и переходом её в творческую характеризуются задания вариативного характера, когда ученику необходимо из всего арсенала математических знаний отобрать нужные для решения данной задачи, воспользоваться интуицией, найти выход из нестандартной ситуации. К такого рода заданиям относятся задачи «на сообразительность», на доказательство, на составление различных задач.

Одним из условий повышения эффективности преподавания математики является широкое ис­пользование тестов, как в процессе обучения, так и на стадии контроля. Тест, как и любая другая самостоятельная работа, должен отвечать своему месту в программе, быть своевременным, а также согласовываться с целями и задачами, которые ставит учитель в данном конкретном слу­чае, т. е. быть результативным. При проведении тестов педагог должен учитывать очень важный аспект - это психология учащегося, когда ему нужно выбрать один (правильный, как ему кажется) ответ из нескольких предложений. Грамотно рассуждая, ученик во многих случаях может выбрать достоверный от­вет, не решая задачи. Причем нельзя исключать случай прямого везения. Поэтому все тесты можно подразделить на две группы: 1) проверяющие логические способности учащихся; 2) проверяющие основные знания и умения учащихся, максимально приближенные к контроль­ным работам.

Достаточно серьезным направлением в воспитании самостоятельности учащихся является обу­чение их правильному чтению учебника.

Самостоятельная работа с учебником требует не только упорства, но и умения, без которого затрата времени и сил не дает должного эффекта.

Первые занятия по работе с учебником проводятся обязательно в классе, где учитель подчер­кивает необходимость медленного чтения с карандашом в руках и закладкой на каждой странице для пометок. Преподаватель учит, как нужно анализировать текст, выделять основные части тек­ста, формировать к ним вопросы, а если нужно, составлять чертежи, схемы, графики.

Самостоятельная работа с учебником, безусловно, важный вид работы, но печатный текст не заменит живого слова учителя, т. к. не учитывает уровня подготовленности ученика. Поэтому нельзя чрезмерно увлекаться этой работой на уроке, где основным источником знаний должно оставаться объяснение учителя.

Учащимся свойственны различные индивидуальные способности. Поэтому, какую бы само­стоятельную работу не выполняли учащиеся, какую бы цель не ставили перед ними, учитель должен учитывать уровень подготовленности каждого ученика. Все самостоятельные работы составлять разного уровня сложности.

Развитие самостоятельности учащихся в обучении постепенно становится одной из важнейших задач педагогики. Все без исключения современные методы и технологии обучения предполагают активное участие обучаемых в учебном процессе и их самостоятельность в обучении (модульное обучение, метод проектов, технологии открытого образования и др.). Необходимость воспитания личности, готовой к самостоятельной и ответственной взрослой жизни является требованием времени и особо подчеркивается во всех документах по модернизации образования. Таким образом, развитие самостоятельности – задача чрезвычайной важности, так как самостоятельность – основа развития личности.

ЛИТЕРАТУРА

1.     Брушлинский А.В. Вопросы методологии и теории субъекта. М. 2002.

2.     Горностаева З.Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности // Открытая школа, 1998, №2.

3.     Ёсипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М. 1961.

4.     Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. Л.1982.

5.     Зимняя И.А. Основы педагогической психологии М. 1980 стр.355.

6.     Лернер И.Я. Развития мышления в процессе обучения истории М. 1982 гл.4,5.

7.     Орлов В.Н. Активность и самостоятельность учащихся  М. 1998.

8.     Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении М.1980 стр.279.

9.     Подласый И.П. Педагогика М.1999.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: