Самообразование как одна из форм повышения профессионального мастерства педагога ДОУ - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 154
  • Скачиваний: 9

 Одной из важнейших фигур в становлении гражданина, его социализации, развитии его творческих способностей является педагог.  Поэтому очень важно, чтобы педагог, который работает с детьми, был человеком творческим, был личностью неповторимой и особенной, обладал высоким профессиональным мастерством, был «на одной волне» с детьми. Стать авторитетным - значит стать компетентным в современных вопросах, интересующих как педагогический коллектив, так и учеников. И поэтому современный педагог — это непрерывно развивающаяся личность, открытая для всего нового. Это человек, который готов не только учить, но и учиться сам. Уровень образования современных детей в прямо пропорциональной зависимости от уровня самообразования педагога. Ведь чем больше знает и может учитель, тем больше знаний и умений может получить его ученик.

Проблема самообразования как развитие успешной личности всегда была актуальной.

Актуальность самообразования для педагога обусловлена еще и тем, что при ежедневной подготовке к занятиям, педагог должен владеть  современной  и  перспективной  информацией. Таким образом, он сможет собственным примером побуждать к самостоятельной работе своих учеников. Самообразование педагога и его готовность к данной деятельности — это необходимое условие для того, чтобы сформировать такую же потребность у своих учеников. Поэтому самообразование — неотъемлемая, профессиональная функция педагога, это условие для его профессионального роста, а значит, и условие успешности и востребованности его воспитанников.

Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:

-осуществляется добровольно;

- планируется, управляется и контролируется самим человеком;

- необходима для совершенствования каких-либо качеств человека, и сам человек это осознает.

   Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогу предлагается широкий спектр услуг повышения квалификации (курсы повышения квалификации: дистанционные, с выездом, на местах; обучающие и практические семинары; деятельность в рамках эксперимента; работа в методических объединениях и творческих группах). Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Поэтому наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагога – это самообразование.

В настоящее время разработан целый ряд методик и диагностик, позволяющих определить потребности в самообразовании, оценить способности к саморазвитию и самообразованию, для оценки творческого потенциала личности и т. д. В книге В. И.Андреева «Педагогика: курс творческого саморазвития» представлены различные методики.

Мотивация педагогов к самообразованию начинается с диагностики профессиональных интересов и профессиональных затруднений. Следствием такой работы является  выбор педагогом для себя метода повышения квалификации. Это может быть индивидуальный образовательный маршрут или педагогический проект, в ходе работы над которым разрабатывается система действий педагога по реализации конкретной педагогической задачи.

Я работаю руководителем дошкольного образовательного учреждения. С целью организации методической работы педагогов, в начале учебного года провела небольшое исследование уровня профессиональной готовности воспитателей к творчеству и самообразованию. Проведя методику «Выявления профессиональной мотивации педагога и уровня его самооценки» В. П. Симонова [6, с. 39–41], оказалось, что все педагоги, даже только начинающие педагогическую деятельность, объективно оценивают свои положительные профессиональные качества, отчетливо видят свои недостатки, не занижая при этом отрицательные качества. Использовав диагностику «реализации потребностей в саморазвитии» педагогов [6, с. 76–78], удалось выяснить, что 75% активно реализуют свои потребности в саморазвитии, а остальные, 25% не имеют четко сложившейся системы саморазвития. Необходимо отметить, что не нашлось ни одного педагога, который бы находился в стадии остановившегося саморазвития. Оценив «способности к саморазвитию, самообразованию» [6, с. 78–81] по методике, описанной в книге В. И. Андреева «Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития», были получены следующие результаты:

методика оценки «уровня творческого потенциала личности» [6, с. 82–84] показала, что 64% педагогов имеют высокий уровень творческого потенциала личности, у 18% воспитателей уровень потенциала — выше среднего и 18% (2 педагога) получили очень высокий уровень творческого потенциала.

Таким образом, проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что творческий потенциал и способности педагогов позволяют составить индивидуальный план самообразования для каждого педагога.

Конечно, четкую схему или план самообразования может составить для себя только сам педагог, учитывая свои индивидуальные способности, занятость и другие факторы. Но для того, чтобы понять с чего начать, необходимо определить цели и выработать мотивацию, после чего важно решить, с помощью каких средств человек будет заниматься самообразованием. Много лет назад самообразование было практически невозможным, поскольку не было такого разнообразия выбора форм, методов и способов обучения. С ростом информационных компьютерных технологий особенно возрастает и упрощается возможность самообразования. Существуют следующие источники самообразования:

 - Телевидение;

- Газеты, журналы;

- Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);

- Интернет;

- Видео, аудио информация на различных носителях;

- Семинары и конференции;

- Мастер-классы;

- Мероприятия по обмену опытом;

- Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;

 - Курсы повышения квалификации;

Все эти источники могут способствовать как личностному росту, так и профессиональному, либо и тому и другому. Итак, суть самообразования заключается в самостоятельном добывании знаний из различных источников, использовании этих знаний в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.

С целью повышения компетентности и профессиональных качеств педагогов, были подобраны, а затем и  использованы в практической деятельности, разнообразные формы методической работы (традиционные и нетрадиционные):

  • Педагогические советы;
  • Круглые столы;
  • Деловые игры;
  • Дискуссионные клубы;
  • Встречи за круглым столом;
  • Мозговой штурм;
  • Консультации (индивидуальные и групповые);
  • Анализ – беседы.

Педагогический тренинг -  позволяет анализировать работу педагогов, осуществлять самоанализ, который даёт возможность увидеть положительные и отрицательные моменты и педагогической деятельности и скорректировать личностные качества. В работу тренинга включается не только воспитатели, но и все специалисты ДОУ, что положительно сказывается на результативности педагогического процесса.

Обучающие семинары – являются наиболее продуктивной формой  повышения квалификации педагогов: на них основное внимание уделяется теоретической подготовки педагогов. Смотр-конкурс – это способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими.

В дошкольном учреждении функционирует творческая гостиная «Современный педагог» для молодых и опытных педагогов, которая способствует осознанию своего личностного «Я», раскрытию профессионального мастерства педагогов, проявлению творчества, сплочению коллектива единомышленников, созданию благоприятного микроклимата в коллективе.

    Периодичность проведения мероприятий регулируется циклограммой годового плана работы ДОУ, программно-целевым графиком контроля.

  Я стараюсь сделать возможным трансформацию передового опыта деятельности  наших педагогов  на  республиканском  уровне. Педагоги МДОУ принимают участие в городских и республиканских конкурсах и фестивалях о чем свидетельствуют грамоты и дипломы.

Анализируя свою педагогическую деятельность в области профессиональной компетенции педагогов я пришла к выводу, что применение всех выше перечисленных форм и методов работы, конечно же эффективно, но чтобы добиться, наиболее высоких результатов, необходима правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п.). Как организовать методическую работу в ДОУ по формированию у педагогов навыков целенаправленной, самостоятельной системной работы по самообразованию?

Эти проблемные вопросы и подтолкнули нас  к созданию проекта «Современный воспитатель».

Цель проекта: Организация методической работы в ДОУ по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.

Задачи:

Поддерживать интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников, к исследовательской деятельности посредством изучения методической литературы.

Развивать умения анализировать результаты наблюдений, экспериментов, моделировать пути коррекционной и развивающей работы с детьми.

Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов, организации их научно-методической деятельности.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

Данный проект направлен на формирование у педагогов следующих умений:

Умение ставить цели, задачи, планировать работу;

Умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой; (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.);

Умение выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы и др;

Умение систематизировать, группировать изученные факты, ситуации в смысловые блоки, составлять графики, схемы, таблицы;

Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказывать или опровергать суждения.

Срок реализации проектных мероприятий:    учебный год

Пути решения поставленных задач:

Создать условия для самообразования педагогов:

Постоянное приобретение методической литературы;

Увеличение числа подписных изданий;

Предусмотреть в графиках работы педагогов время для самостоятельной работы с литературой в методическом кабинете.

Подобрать диагностические и исследовательские материалы по анализу и оценке потребностей педагогов в развитии.

Включить в годовой план ДОУ мероприятия, требующие от педагогов сбора информации, анализа деятельности, изучения и решения проблем и др.

Продумать участие педагогов в открытых мероприятиях городских методических объединений (мастер - классы, методические семинары,  фестивали передового педагогического опыта и др.),

Составить перспективный план контроля и  проектных мероприятий.

Таким образом:  успех дошкольного учреждения во многом зависит от организации качественного методического сервиса,  который занимает особое место в системе работы нашего детского сада, так как, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все его формы направлены    на повышение квалификации и мастерства педагогов. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. Основой эффективной методической работы была и остаётся творческая активность педагога.

В перспективе своей педагогической деятельности планирую  разработать программу по самообразованию педагогов нашего ДОУ, что приведёт к повышению профессиональной компетентности воспитателей и росту авторитета  нашего дошкольного учреждения.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: