Цели:
- Познакомить с особенностями народного костюма, показать уровень высокого мастерства предков.
- Развивать у детей эстетический вкус, любознательность, интерес к истории, народному творчеству. Расширять кругозор, работать над диалоговой речью учащихся.
- Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.
Оборудование: иллюстрации, фотографии мужской русской одежды, женских и девичьих головных уборов; карточки с названием одежды, выставка детских рисунков.
Словарь: традиция, лыко, кушак, лапти, кокошник, серп, сарафан, юбка-понёва, фартук, домотканое полотно, узор.
Ход занятия.
Вводная часть: Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации, фотографии из краеведческого музея, и вспомнить название вещей, предметов.
Ответ детей: Русская изба, печка, корыто, люлька, прялка (если дети затрудняются в своих ответах, воспитатель помогает с помощью табличек - подсказок).
- Сегодня на занятии мы продолжим изучать традиции русского народа (сообщение темы) тема занятия: «Русский народный костюм».
Основная часть: Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрацию, на которой изображена крестьянка убирающая рожь.
Вопрос: - Кто это? (ответ самостоятельно или с помощью таблички, читают хором).
(рассказ воспитателя)
- Это крестьянка и находится она на работе. У неё в руке серп. При помощи серпа в далёкие времена убирали рожь на полях, её срезали серпом. Убирали руками потому – что не было таких умных машин как сейчас.
- А вы знаете, как называются машины, с помощью которых убирают урожай с полей сейчас? (табличка). Ответ детей: (самостоятельно или с помощью таблички-подсказки).
Восп-ль возвращает детей к образу крестьянки и просит обратить внимание на её внешний вид, как и во что она одета (дети рассматривают и дают ответ самостоятельно или с помощью табличек, восп-ль заостряет внимание детей, на то чтобы дети старались давать полные ответы).
(рассказ восп-ля о женской и мужской одежде)
Крестьянская одежда была очень простой и основной (главной) частью русского костюма была длинная до пят рубашка. Её носили все дети, мужчины, женщины.
-Женскую рубаху крестьянки шили из белого домотканого полотна, она была до пят с длинными рукавами. На рукавах вышивали узоры. Поверх рубахи женщины одевали юбку-панёва, она была широкой, на резинке, а сверху юбки повязывали фартук. Носили также и сарафаны. На голову девушки повязывали ленты, а женщины платок, или надевали кокошник.
- Мужская рубаха шилась до колен и подпоясывалась поясом (кушаком). Мужчины носили штаны.
- Посмотрите, сарафан, фартук, рубаха украшены вышивкой. Вышивка очень красивая и имеет разные узоры.
-Каждый узор имел своё значение: ромбы и квадраты поля; цветы и деревья - почва; птицы тепло и солнце.
- Одежда была простой, но очень красивой (весь рассказ сопровождается демонстрацией иллюстраций, сюжетных картинок, образцами).
- Скажите, а кто из вас умеет вышивать.
- Я предлагаю вам совершить небольшую экскурсию в мастерскую «Волшебные ручки».
- Но сначала давайте немножко отдохнём и поиграем в игру.
Проводится игра «Третий лишний».
(затем восп-ль предлагает детям пройти в мастерскую «Волшебные ручки»).
Ребята подходят к столам, на которых лежат шаблоны из бумаги – это рубахи, сарафаны юбки, кокошники (восп-ль с детьми проговаривают названия частей русского народного костюма), дети по желанию выбирают себе шаблон.
- Ребята так - как вы ещё не умеете вышивать и шить, поэтому я предлагаю вам украсить красками любую часть народного костюма, какую вы выбрали (восп-ль обращает внимание детей, что приготовлена только красная краска).
- Дети вся работа выполнялась красными нитками. На Руси красный цвет означал красивый.
Воспитатель предлагает ребятам нанести узор на выбранные ими шаблоны.
По окончании выполненных работ проводится анализ, ребята оформляют выставку.
Проводится игра «Волшебный мешочек» (дети достают из мешочка различную обувь и называя её).
Восп-ль обращает внимание детей на то что - это обувь, которую мы носим сейчас.
Затем предлагает одному из детей достать содержимое из другого мешочка и показать всем.
Вопрос: - Что это?
(рассказ восп-ля об обуви, которую носили крестьяне на Руси).
- Такую обувь носили крестьяне, и называлась она лапти. С помощью верёвки лапоть обматывали вокруг ноги. Плели лапти из дубового и берёзового лыка (весь рассказ сопровождается демонстрацией иллюстраций, сюжетных картинок, образцами).
ИТОГ: сегодня мы познакомились с русским народным костюмом и попробовали его украсить, а сейчас из ваших работ мы составим костюм (работа выполняется у доски, проговаривается каждый элемент костюма).
В заключении восп-ль предлагает поиграть в русскую народную игру «Ручеёк».