Тема: «Роль религии в жизни общества»
Урок проходит в формате передачи «Время покажет»
Цель урока:
Понять, почему на современном этапе развития нашего общества мы вновь заговорили о религии? Сего дня мы должны определить роль религии в современном мире.
Задачи:
обучающие:
сформировать понятие об особенностях религии как одной из форм духовной культуры;
расширить у учащихся представление о мировых религиях, их функциях.
закрепить знания учащихся о религии как социальном институте.
Развивающие:
дальнейшее развитие у обучающихся навыков научного мышления: умения анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свою точку зрения, делать выводы, решать задания ЕГЭ
Воспитательные:
воспитание толерантности к различным культурным традициям.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, презентация, рабочий лист, учебник.
Тип урока: «изучение нового материала»
Организационный момент
Ход урока:
План:
1. Понятие религии.
2. Мировые религии
3. Функции религии в жизни общества.
4. Роль религии в жизни общества
П. 1
А) «Яркое пятно» (определяем тему урока)
Учитель: «Итак, давайте попытаемся определить, о чем речь в данном видеоролике?» Видеоролик их к/ф «Штрафбат», Благословение святого отца.
Хорошо, записываем тему: «Роль религии в жизни общества». Чем эта тема актуальна сегодня?
Цель: Общество - динамичная система, с его развитием могут появляться новые и исчезать старые элементы духовной сферы жизни общества (какие, давайте вспомним), но религия, появившись одной из первых в первобытном обществе, существует до сих пор. Ежедневно, люди посещают церкви, крестят детей, заказывают службы, обряды: крещение, венчание, отпевание. Почему? Почему люди продолжают верить?
Каждый должен поставить личную цель, т.к. тема интимная, личная.
Для того чтобы понять, почему религия такой устойчивый элемент духовной жизни нам необходимо определить место, роль религии в современном мире как одной из древнейших и основных форм духовной жизни
Б) Что же такое религия?
Работа с понятием религии. На слайде дан «пазл» определение понятию религия. Необходимо собрать его, работая в группах. Должно получиться следующее определение данному понятию.
Религия- совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия
П. 2 Мировые религии.
А) В мире не одна религия, их много. А реально ли рассмотреть все? Только в Индии их более 300.
Существует несколько мировых религий. Давайте разберемся, что такое мировая религия?
В этом нам поможет задание 19. Работаем с заданием 19 ЕГЭ.
19.А.Мировыми религиями впервые в истории человечества образовалась вероисповедная связь людей, независимо от этнической, языковой, политической связей. Б. Люди смогли объединиться между собой как единоверцы, причем ни место рождения, ни язык, ни страна уже не мешали и не препятствовали сделать это. В.Мировая религия – это религия, которая получила широкое распространение на определенной территории или среди определенной социальной общности, в различных странах мира и на разных континентах.Г. Появление и распространение "мировых" религий, скорее всего, определялось редким стечением исторических условий.
1. Фактический.
2. Теоретический.
3. Оценочный.
1 1 3 2
Под какой буквой указано определение термину «мировая религия»? Правильно, В.
Б) В настоящий момент этим термином обозначаются только три религии (приведены в порядке хронологии возникновения): буддизм, христианство, ислам. Иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, несмотря на большую численность своих последователей, являются национальными религиями.
Давайте узнаем по- подробнее:
В) Выступление обучающихся со слайд-шоу по следующему плану:
1. Название (основатель, перевод)
2. Книга, источник
2. Время возникновения и ареал распространения
3. Число последователей
4. Интересные факты ( функции, «Чудеса», последователи)
Г) В ходе их рассказа вы должны пометить основные моменты по плану:
1) Название
2) Численность последователей
3) Ареал распространения
4) Функции
Д) -Буддизм (обсуждение по плану: «Что привлекло вас в данной религии? Функции»
-Христианство(обсуждение по плану: Что привлекло вас в данной религии? Функции)
-Ислам (обсуждение по плану: Что привлекло вас в данной религии? Функции»)
Все ли функции здесь прозвучали? Давайте обратимся к материалу учебника.
П.3 Функции религии.
А) Выписываем функции религий (материал учебника, п. 33).
-Мировоззренческая
- Интегрирующая
-Дезинтегрирующая
-Регулирующая
-Утешительно-компенсаторная
-Коммуникативная
-Культурная
«И, чтобы нам их усвоить, понять, запомнить необходимо выполнить задание 26».
Б) Задание 26 (ЕГЭ). Проиллюстрируйте примерами любые три функции религии
Задание 26 (ответ)
Интегрирующая: объединение общества (например, деятельность Сергия Радонежского в борьбе с захватчиками).
Регулирующая: побуждает к усвоению позитивных ценностей, достойному поведению (например, изменение в поведении Владимира Святого после принятия христианства).
Дезинтегрирующая функция: религия разъединяет людей (например, в результате крестовых походов происходили грабежи, насилие и истребление покоренных народов).
(материал учебника).
П. 4 Роль религии в жизни общества
А) Каково же отношение к религии у людей, живущих с нами? Обучающимися 11 класса было проведено исследование.
Б) Анализ анкетирования (исследование, проведенное учениками 11 «А» класса.
« В анкетировании принимало участие 30 человек, дети в возрасте от 10 до 16 лет, молодежь в возрасте от 17 до 29 лет и люди среднего возраста от 30 лет»
По плану:
1) Верите ли вы в Бога?
2) Что, на ваш взгляд, дает религия?
3) Как часто вы посещаете церковь?
4) Какие религиозные праздники Ваша семья?
5) Считаете ли врагом приверженца другой религии?
В) Мини-Дебаты: «Роль религии в жизни общества» (по группам)
Да, она огромна Нет,она незначительна
Роль религии велика, и она способна обеспечить:
- духовный рост и спокойствие человека;
- оздоровить его душу, тело и окружающую среду;
- воспитать толерантность, стать объединяющим началом в обществе.
- помочь в тяжелой ситуации;
- объединить;
- развивать;
- Разжигать национальную рознь и т.д.
Роль религии незначительна, т.к.
- «человек- кузнец своего счастья» и т.д.
III. Итог урока
Итак, религия всегда играла значительную роль в развитии общества. Отношение к ней на протяжении многих веков менялось. И если раньше существование некой сверхъестественной силы почти никогда не ставилось под сомнение, то сейчас ситуация изменилась... Более того, она сегодня является предметом беспрестанных споров, обсуждений, а зачастую – и осуждений».
А) Выставляются оценки
Б) Рефлексия
Смайлик в виде сердца клеят на ту сторону доски, куда считают нужно.
ДЗ п. 33, эссе на тему: «Роль религии в жизни общества».
Итого: 40 мин.