Роль психологического климата детского коллектива в формировании личности ребенка - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: Владелец удалил файлы либо закрыл к ним доступ
  • Просмотров: 239
  • Скачиваний: 19

Сегодня мы с вами поговорим о социальной адаптации детей, а более конкретно - о роли психологического климата детского коллектива в формировании личности ребенка. Тема очень важная, т.к. все наши успехи и неудачи зависят от нашего внутреннего состояния, состояния нашей души. По результатам  социально-психологического опроса в основном старшеклассники не удовлетворены ролью школы в подготовке выпускников к будущей самостоятельной жизни. Исследования психологов показали, что ребята очень хотят развивать у себя универсальные, жизненно-необходимые качества общей культуры жизнедеятельности, такие как нравственное отношение к людям, эстетические и творческие способности, физическую и психологическую культуру (умения общения, владения собой, умения самопознания, самореализации). Именно этим, действительно полезным и важным  в течение всей жизни вещам, гармонизирующим весь жизненный процесс, и не учат в школе. В жесткой для многих детей жизненной ситуации учреждения дополнительного образования могут стать и часто становятся единственным островком понимания, хорошего отношения. Поэтому, зная, что дети приходят к нам в надежде на доброту, взаимопонимания, мы тем более не имеем право на ошибку, чтобы не нанести ему душевную травму.

Разобрать лото: круг разделен на 5 частей, в каждой части написано понятие. Прослушав определение, надо поставить карточку на определенное место.

  1. Социальная адаптация – активное освоение личностью новой для нее социальной среды.
  2. Психологический климат – Эмоционально – психологический настрой коллектива, на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые моральными нормами и интересами.
  3. Психологическая совместимость - эффект сочетания людей , который дает максимальный результат деятельности  при минимальных психологических «затратах» взаимодействующих лиц.
  4. Психологическая несовместимость - различие в ценностных установках, отсутствие дружеских связей, неприятие людьми друг друга.
  5. Внушение - психологическое воздействие одного человека на другого или группу людей

Сначала о понятии психологического климата в коллективе. Все многочисленные ситуации взаимодействия людей осуществляются через 4 основные способа взаимовлияния: убеждение, заражение, подражание, внушение. Подробнее поговорим о внушении. Внушение - психологическое воздействие одного человека на другого или группу людей, рассчитанное на некритическое восприятие слов, выраженных в них мыслей и воли. Главным условием внушающего воздействия являются, с одной стороны, авторитетность источника информации, а с другой - доверие или во всяком случае отсутствие сопротивления воздействующему влиянию. Внушаемость -одно из присущих человеку свойств его психики, при этом наиболее высока внушаемость у детей. При умелом педагогическом использовании внушение может быть сильным воспитательным средством. (Привести пример).

Следующий внутренний фактор, влияющий на психологический климат в коллективе - это психологическая совместимость. Психологическая совместимость определяется как такой эффект сочетания людей, который дает максимальный результат деятельности  при минимальных психологических «затратах» взаимодействующих лиц.

Психологическая несовместимость - это не просто различие в ценностных установках, отсутствие дружеских связей, неприятие людьми друг друга. Это неспособность в критических ситуациях согласовывать свои действия, несинхронность умственных и двигательных реакций, значительные различия во внимании, мышлении и других врожденных и приобретенных свойствах личности, которые могут препятствовать совместной деятельности. Лучшие педагоги, организуя жизнь детей, всегда учитывали фактор психологической совместимости. В.А.Сухомлинский всегда подчеркивал необходимость так организовывать деятельность школьников, чтобы было предусмотрено и насыщенное общение и уединение». Длительное пребывание в коллективе требует смены обстановки- одиночества, полного отдыха от того напряжения, которое требует духовное общение…»

(Поинтересоваться, как у нас в Центре, даем ли мы детям отдохнуть от нашего общения с ними.)

В качестве основных признаков нормального психологического климата детского коллектива А.С.Макаренко выдвигал следующее:

  1. Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого члена коллектива, гордость за свой коллектив.
  2. Единство коллектива, дружеское единение его членов. Во внутренних отношениях можно критиковать отдельных воспитанников, наказывать, но во вне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его перед посторонними, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его.
  3. Защищенность всех членов коллектива. Ни один воспитанник, как бы он ни был мал, слабосилен и т.д., не должен чувствовать своего обособления или беззащитности.
  4. Разумная и полезная активность всех членов коллектива.
  5. Умение быть сдержанным в движениях и словах. А.С.Макаренко относил к ПК коллектива не только взаимные отношения и внутреннее самочувствие каждого, но и внешний вид членов коллектива, что является немаловажным признаком общей атмосферы. Мы с вами можем в чем-то быть несогласными, но в целом очень правильный подход.

Роль психологического климата детского коллектива в формировании личности ребенка.

Результативность влияния коллектива на личность определяется самочувствием личности в коллективе. Здесь выходит на первый план термин эмоционального благополучия. Вопрос: «Что мы можем подразумевать под этим понятием?»

К эмоциональному благополучию относятся : удовлетворенность личности деятельностью, взаимоотношениями, руководством, защищенность личности в данном коллективе, её внутреннее спокойствие.

Одна из первых  социальных потребностей ребенка- это потребность в общении. И от того, как сложится опыт общения в детстве, зависит способность человека оценивать себя и регулировать свое поведение. И здесь очень важное положение - эмоциональное благополучие обеспечивается прежде всего положительной оценкой со стороны окружающих. В.А.Сухомлинский писал: «Как раз в том, что каждый хотел, чтобы о нем думали хорошо и говорили хорошо, и состоит воспитательная сила коллектива».

В качестве существенного показателя развития личности выступает её самооценка. От того,  как  окружающие относятся к человеку, зависит и его отношение к самому себе. Самооценка включает в себя  оценку самого себя , своей деятельности, своего положения в коллективе, своего отношения к другим его членам. Конечно, самооценка формируется прежде всего под влиянием результатов деятельности человека. Но все дело в том , что оценку этих результатов всегда дают окружающие. Вот почему оценка окружающих определяют самооценку. Формирование самооценки ребенка - процесс тонкий, и начинать его надо с формирования коллективного мнения, направленного на благожелательное оценивание личности в соответствии с её качествами.

Исследования показывают, что психологический климат в группе взаимно зависит от оценок и самооценок:

  • чем лучше психологический климат в коллективе, тем выше оценивают друг друга члены коллектива;
  • чем выше люди оценивают друг друга, тем выше самооценки, и наоборот.

При оценивании деятельности  всегда должна присутствовать доброжелательность. Эмоциональная агрессивность оценок ( «Почему так медленно?», «Плохо», «Не успеешь!», «Смотри, что делаешь…») вызывает подавленное состояние. Ребенку достаточно несколько раз пережить подобное состояние, чтобы выработать стойкое негативное отношение к определенной деятельности.

Вопрос : « Что Вы скажете ребенку, который по вашему мнению сделал  работу плохо. Рядом сидит его товарищ,, который справился хорошо. Как , Вы , проведете сравнение?»  

Объяснение. Необходимо различать оценку деятельности  и оценку личности. Человек более чувствителен к оценкам, касающимся его личности, по сравнению с оценками, относящимися к его деятельности. Недопустимо переносить оценку отдельных результатов деятельности  на личность в целом. В пример детям надо ставить не других детей, а их работу. Здесь надо подчеркнуть, что у младших школьников – негативная оценка их деятельности  воспринимается, как плохая оценка его самого. Не удивительно, что плохую отметку дети в начальной школе всегда воспринимают как несправедливость.

Опытные педагоги  свидетельствуют  о наличии у детей потребности  в непосредственном контакте с педагогом. Поэтому нет ничего опаснее для становления нравственных и волевых сил ребенка, чем безразличие педагога к его успеваемости, деятельности. Специальные исследования показывают, что переживания детей, их самочувствие находятся в прямой зависимости от особенностей взаимодействия педагогов с детьми, от стиля педагогического руководства, т.е. от того какие средства, способы, приемы используют педагоги в процессе деятельности и общения.

Давайте с вами сформулируем, что нужно для  эффективного психологического климата в коллективе. Таким образом, подведем итог выше сказанному. Главным условием нормального формирования личности является переживание ею эмоционального благополучия. Именно от него зависит самооценка - стержневая характеристика личности. Эмоциональное благополучие ( а следовательно, и самооценка) определяется положительной оценкой окружающих. Отсутствие таковой может стать источником неврозов. Невроз сопровождается неустойчивой самооценкой, тревожностью личности, поскольку взаимоотношения - это всегда оценочные ситуации. Поэтому психологический климат может стимулировать или предотвращать  невротические переживания детей. Только благожелательные отношения могут разбудить активность детей. Вот почему психологический климат коллектива - решающее условие формирования психически здоровой и нравственно-активной личности ребенка.  

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: