Статья «Роль наглядных методов в психическом развитии детей
с задержкой психического развития»
Кимбаева Кляй Орынбасаровна, учитель - дефектолог
ГККП ясли/сада №8 «Сказка», город Уральск
Западно-Казахстанская область
Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.
В. А. Сухомлинский
В работе с детьми с задержкой психического развития наглядные методы являются крайне востребованными. В коррекционном обучении они используются при опоре на сохранные звенья высших психических функций и возможностей наиболее упроченных форм деятельности.
Как правило, практические, наглядные и словесные методы используются в комплексе.
Соединение в восприятии языкового материала слуховых (прослушивание заданий, аудиообразцов), зрительных (картины, схемы, таблицы, компьютерные презентации, демонстрации предметов и опытов и т.д.) и моторных (процесс письма, рисования) усилий со стороны дошкольников способствует более прочному усвоению вводимого материала.
При использовании наглядных методов требуется учитывать особенности дошкольников с задержкой психического развития (меньший объем восприятия, его замедленный темп, трудности концентрации внимания и др.) и применять четкие схемы и таблицы, приближенные к жизни, реалистические иллюстрации, рационально определять объем применения наглядных средств, с соблюдением принципа необходимости и доступности. В обучении детей с задержкой психического развития важно избегать перегруженности, которая снижает качество восприятия материала и приводит к быстрому утомлению и эмоциональному пресыщению дошкольников.
Эффективность применения этих методов во многом зависит от использования качественных наглядных средств (натуральных, изобразительных, символических) и приспособлений для их демонстрации (подъемных столиков, экранов, медиа-техники и др.). Значимым является планирование продуманного и гармоничного использования наглядных средств на организованной учебной деятельности, учет их различных дидактических функций и возможностей для комплексного применения и правильного соотношения наглядности и других источников информации.
Считаю, что применение средств наглядности способствует формированию положительного эмоционального настроя у дошкольников с задержкой психического развития, повышению их учебной мотивации, активизации познавательной активности.
На начальных этапах в работе с детьми по развитию психических процессов целесообразно использовать продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.).
Дидактическая игра также является игровым методом для развития психических процессов детей дошкольного возраста. В ходе дидактической игры у детей с задержкой психического развития происходит образование тесной связи между практическим, жизненным опытом детей и наглядно-чувственными представлениями, а также отражение этой связи в речевых высказываниях, фиксирующих этот опыт и обобщающих его результаты.
С помощью дидактической игры ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для развития психических процессов. В процессе взаимодействия с предметами у дошкольников с ЗПР формируется мотив для собственных высказываний: рассуждений, умозаключений. На этой основе образовываются образы-представления, которые становятся более динамичными.
В целях достижения максимального педагогического эффекта по развитию психических процессов детей с ЗПР необходимо учитывать ряд рекомендаций к отбору и применению дидактических средств и ресурсов, например: отбор содержания обучения, а также предпочтительных видов деятельности нужно проводить с учетом оптимизации условий для реализации потенциальных возможностей детей с задержкой психического развития.
Поэтому при проведении организованной учебной деятельности с детьми с задержкой психического развития я соблюдаю следующие требования:
- 1. Соблюдение определенных гигиенических требований при организации занятий, то есть занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении, обращается внимание на уровень освещенности и размещение детей на ОУД.
- 2. Тщательный подбор наглядного материала для занятий и его размещение таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка.
- 3. Контроль за организацией деятельности детей на занятиях: важно продумывать возможность смены на занятиях одного вида деятельности другим, включать в план ОУД физкультминутки.
- 4. Дефектолог должен следить за реакцией, за поведением каждого ребенка и применять индивидуальный подход.
Таким образом, наглядно-практическая ситуация является своеобразным этапом установления у дошкольника прочной связи между действием и словом, а использование наглядно-игровых средств в коррекционно-развивающей работе приводит к значительной положительной динамике в развитии психических процессов у дошкольников с задержкой психического развития.