«Правильная речь родителей и в семье, и вне дома»
Вы хотите, чтобы ваш ребенок, став взрослым, добился в жизни успехов, сделал блестящую карьеру, преуспевал в бизнесе? Конечно же, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, вы хотите, чтобы ваш малыш состоялся как личность, чувствовал себя свободным и уверенным всегда и во всем.
Тогда учите вашего ребенка правильно говорить. Ведь учась говорить, ребенок учится логически мыслить. Не заглядывая в отдаленное будущее, попробуйте адекватно оценить сегодняшнее состояние речи вашего ребенка.
Часто можно услышать, как взрослые говорят ребенку:
— Что же ты не научишься правильно говорить? Твои товарищи уже хорошо говорят. И ты старайся.
Или родители пытаются заставить ребенка произнести не получающийся звук и тем самым вызывают искаженное произношение звука «Р», шипящих.
Ребенку нужно умело и вовремя помочь, а не ограничиваться выговорами и упреками.
Чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связанная речь должна быть заслугой прежде всего семейного воспитания.
Однако, к сожалению, в последнее время родители отодвигаются и даже не замечают этой проблемы у своих детей. Некоторые наивно полагают, что их ребенок (5-6 лет) еще мал, что все у него пройдет само собой, что сами они только в 7-8 лет стали правильно произносить все звуки.
Действительно, существует такое понятие, термин «возрастное косноязычие» - это когда ребенок до 5лет нечетко или смягченно произносят некоторые звуки, или заменяет звуки на более легкие, например, р-л, ш-с, л-л'. Но к 5 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков.
Но если у ребенка в 4 года сформировалось искаженное произношение звуков, например, горловое произношение звука «Р», боковое - шипящих, межзубное - свистящих, опрометчиво надеяться, что все эти нарушения исправятся сами. Эти нарушения никогда сами не исчезают, а только
закрепляются, и требуется квалифицированная помощь специалиста для их преодоления.
Что же должно послужить сигналом к тому, что необходима консультация или помощь логопеда?
Время обращения к логопеду очень индивидуально.
1. Ели ваш ребенок в 2,5-3 года не говорит простыми фразами, заменяет целое предложение одним словом, начинайте бить тревогу и обращайтесь к логопеду
2. Если вашему ребенку 4 года, он говорит, но его речь понятна только вам и практически не воспринимается другими, обязательно обращайтесь к логопеду
3. Любые нарушения в произношении звуков у детей после 4,5-5 лет рассматриваются не как возрастное косноязычие, а как дефекты произношения, и их нужно исправлять.
Часто родители обращают внимание на состояние речи своего ребенка непосредственно перед поступлением в школу. И совершенно напрасно, потому что они создают дополнительные проблемы и ему, и себе.
Давно доказано, что все нарушения речи целесообразнее и эффективнее корригировать, исправлять именно в дошкольном возрасте.
Если же нарушения остаются при поступлении в школу, можно с уверенностью сказать, что нарушение речи обязательно отразятся и на успеваемости, и на поведении. Многие дети обычно стесняются своего недостатка, особенно, если замечают, что над ним посмеиваются, передразнивают. Они неохотно поднимают руку на уроке, стараясь остаться незамеченными, становятся замкнутыми, обидчивыми и раздражительными, агрессивными.
Недостатки устной речи часто влияют на письменную речь. Многие дети, особенно с серьезными нарушениями речи, пишут так, как говорят. У них вторично проявляется нарушение письменной речи - дисграфия.
Еще один момент. В нашем саду функционируют две логопедические группы, в которые мы набираем детей с нарушением речи. Но встречаются случаи, когда некоторые родители детей'с нарушениями речи не хотят переводить
своих детей в логопедические группы, аргументируя это тем, что ребенок привык к воспитателям, друзьям, и просят заниматься с ним индивидуально. Этот в корне неправильная позиция. Амбулаторно, консультативно можно заниматься с ребенком, если у него негрубо нарушены 1-2 звука. Если же у него нарушены несколько групп звуков, даже 1 группа - «р, р’» - горловое, то ребенку необходимо посещение логопедической группы, так как для преодоления нарушений необходимы ежедневные систематические занятия.
В логопедической группе - наполняемость 12 детей, прекрасные воспитатели, индивидуальная работа с каждым ребенком логопеда и воспитателей. Из своего многолетнего опыта могу сказать, что все дети в течение одной недели спокойно адаптируются к новой группе и прекрасно вливаются в систему работы, занятий.
Время обстановки звуков зависит от индивидуальных особенностей ребенка и может длиться от 1 месяца до полугода.
А еще необходимо время, чтобы ввести правильный звук в речь, научить ребенка различать правильное и неправильное произношение звуков.
Здесь большую помощь оказывают воспитатели, их занятия с детьми, контроль за речью детей на занятиях и вне занятий. Родители тоже должны принимать активное участие в формировании правильной речи своего ребенка.
Оптимальный вариант - когда речь ребенка развивается своевременно, правильно, не имеет никаких отклонений. Это происходит тогда, когда с ребенком целенаправленно занижаются не только в дошкольном учреждении, но и дома.
Речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих.
Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорила с ним не торопясь, четко произносили звуки и слова.
Нужно чаще и больше разговаривать с ребенком (не в 4-5 лет, а с рождения).
Нужно обязательно читать детям книги, показывать иллюстрации к ним, беседовать по ним, учить с ними небольшие стихи, загадывать загадки (как они это любят), рассказывать сказки, играть в различные игры: «Услышь звуки»,
«Придумай слова со звуком «С»», «Хлопни в ладоши, если в слове будет звук «Р»» и т.д.
Очень важно развивать у детей фонетический и фонематический слух (это умение слышать и различать звуки). Это основа грамотного письма, это первое и наиболее важное, чем нужно заниматься с ребенком 4-5 лет, и лишь потом нужно учить его читать.
Важно, чтобы сами родители читали. Если ребенок часто будет видеть вас с книгой, у него тоже появиться интерес к книге, чтению.
Проверить у ребенка подъязычную уздечку: она может быть короткой или вообще сросшейся - необходимо как можно раньше подрезать, но не забыть: нужно после этого учить ребенка поднимать язык вверх. Если язычок останется лежать, слизистая оболочка быстро заживает, и эта процедура будет бесполезной, ее придется еще повторять.
Заикание.
Появляется обычно в возрасте от 2 до 5 лет в период формирования разговорной речи.
Многие родители не обращают внимания на первые признаки появления заикания, надеются на то, что это временно, пройдет само собой. Это очень опасно.
Заикание - это серьезное заболевание. Пока нет методики, которая гарантировала бы 100 % исправление застарелого заикания.
Поэтому, если вы заметили ребенка запинки (остановки), многократное повторение звуков, судорожное движение артикуляционного аппарата - не тяните, сразу же обращайтесь к психиатру или невропатологу.