Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 98
  • Скачиваний: 19

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников

(УМК "Перспективная начальная школа").

Важнейшей особенностью нового Федерального государственного образовательного стандарта 2-го поколения является реализация системно-деятельностного подхода.
В УМК «Перспективная начальная школа» деятельностному характеру обучения уделено основное внимание.

Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.
Учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа» базируется на теории деятельности А.Л.Чекина, Н.А.Чураковой, О.Н.Федотовой, Г.В.Трафимовой. Общая цель обучения - формирование ведущей для этого возраста деятельности. Цель педагогов начальной школы - не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности. Цель ученика при этом - овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели.

Важной особенностью УМК "Перспективная начальная школа" является то, что он позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать основные компоненты учебной деятельности. Это положение наглядно представлено в таблице, в которой сравниваются позиции учителя и ученика:

Компоненты учебной деятельности

(позиция учителя)

Вопросы, на которые отвечает ученик (позиция ученика)

Мотив деятельности

"Зачем я это изучаю?"

Постановка учебной задачи, ее принятие учащимися

"Каковы мои успехи и что у меня не получается?"

Обсуждение способа действий при решении учебной задачи

"Что я должен делать, чтобы решить эту задачу?"

Осуществление контроля

"Правильно ли я решаю эту задачу?"

Соотнесение полученного результата с целью (эталоном, образцом)

"Выполнил ли я правильно поставленную учебную задачу?"

Оценка процесса и результата

"Какая учебная задача стояла передо мной и как я справился?

Учебные умения формируются постепенно,  этот процесс охватывает всю начальную школу. Формирование у младших школьников учебных умений осуществляется  на каждом уроке любого учебного предмета. Учебные умения не зависят от содержания конкретного курса и с  этой точки зрения  являются общеучебными.

В таблице  раскрыто содержание основных учебных умений:

Основные учебные умения

Содержание  основных учебных умений

Умения принимать и решать учебную задачу

Различие практической, неучебной (что делать) и учебной (как делать) задач. Способы решения учебных задач (по русскому  языку, математике, окружающему миру и т.д.). Планирование действий по их решению. Учебные операции, соответствующие учебной задаче.

Последовательность учебных операций (знание  соответствующего алгоритма действий). Выбор решения из нескольких предложенных и его обоснование. Постепенный переход к полному самостоятельному решению учебной задачи.

Умения анализировать, сравнивать, классифицировать

Сравнение различных предметов (объектов): выделение их множества одного или нескольких объектов, обладающих определённым свойством; выявление сходства и различия предметов.

Установление причинных связей  зависимостей между объектами, их отношений в пространстве и времени.

Выявление особенностей (качеств, признаков) объектов изучения. Объединение объектов в группы по существенному признаку; высказывание доказательств  проведённой классификации.

Работа с моделями

Построение и преобразование различных моделей (в соответствии  с содержанием учебного материала)

Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка

Постепенный переход от итогового самоконтроля (что сделано) к пооперационному (как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия)

Контроль и оценка действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом.

Оценка правильности выполнения чужой и собственной работы: сравнение с эталоном, самостоятельное нахождение ошибок, определение их причин. Выделение этапов собственной работы и их последовательность, оценивание меры освоения этих этапов.

Задачу по формированию  учебной деятельности начинаю решать буквально с первых уроков 1 класса. Для успешного протекания учебной деятельности необходим мотив, цель, конкретные действия и операции,  контроль и оценка  результата.

Особое внимание уделяю развитию учебно-познавательных мотивов.  Содержание УМК доступно каждому ученику. Это  сохраняет  у  детей  устойчивый  интерес к учению, потому что оно приносит радость, удовольствие и успех.

Формированию учебно-познавательных мотивов способствует интрига, которая проходит красной нитью во всех учебниках, рубрика «Поход в Музейный Дом», использование в работе словарей, справочников и хрестоматий. Содержание текстов, иллюстраций, заданий  вызывает эмоционально-положительное отношение  учеников - удивление, сопереживание, радость открытия и желание учиться.

Каждый учебник имеет одинаковые условные обозначения, которые помогают видеть этапы работы на уроке, не надо искать дополнительный материал, так как его хватает в комплекте.

Важной  частью процесса обучения является контролирующая и оценочная деятельность. Большое внимание уделяю заданиям, которые дети выполняют в парах, в небольших группах. В процессе такой работы развивается контроль и самоконтроль, потому что без взаимоконтроля совместную задачу выполнить нельзя. Число заданий, построенных по принципу самоконтроля, когда проверку правильности результата деятельности ученик проверяет сам, постепенно увеличиваю. Этому способствует и работа с рубриками «Проверь себя»,  задания «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибку» и др. Анализируем  ответы  вместе с детьми. Это позволяет обучающимся объективно оценивать свою работу.
Исследования психологов и педагогов показывают, можно научить школьников самостоятельно и творчески учиться, для этого нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться математике»), обучить способам ее осуществления («как учиться»). Необходимо освободить ребенка от боязни наказания за несделанное, за невыученное. Ведь не секрет, что в большинстве своем именно эта причина является «движущей силой» сегодняшнего обучения. Однако психологи всего мира единодушны в том, что неизмеримо больший стимул учения - положительное подкрепление, поощрение правильных действий ученика. Сегодня учить, делая ставку на наказание, ошибочно и малоэффективно. И только дифференцированный подход в обучении школьников является самым оптимальным и разумным. Получать удовольствие от занятий математикой школьник может лишь при условии, если дифференциация ему доступна. В противном случае один ученик будет учиться налегке, не напрягаясь, другой,- пытаясь осилить непосильное.

Первый из них не найдет применения имеющимся способностям и не разовьет потенциальные, второй будет чувствовать постоянное унижение, на каждом шагу ощущать собственную неполноценность, умственную убогость, что приведет к отвращению от математики.
Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа.
Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, «Умножение  на 10,100,1000 и т.д.» предложите учащимся записать в тетради любые три числа  и дать соседу по парте ту или иную задачу на умножение. Укажите на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешите учащимся в случае разногласий задать вопрос Вам или учащимся с соседней парты. Выделите на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут.
В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение этого правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта.
Это небольшое упражнение очень действенно. А проводить его можно, как и сразу после объяснения учителя и рассмотрения нескольких примеров из учебника, так и на следующий день, после выполнения учащимися домашнего задания. Очевидно, что такое упражнение можно проводить при изучении самых разных тем.
Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остаётся за учителем. Но по заданию учителя на определённом этапе обучения учащиеся сами могут сделать многое: определить и выделить главное, предусмотреть варианты проверки их знаний и умений, предвидеть очередной вопрос, обосновать связь новой темы с предыдущей, предвидеть ход мыслей учителя в изложении новой информации по изображённым на доске схемам, моделям и другим опорным сигналам, т.е. как бы взять на себя роль учителя при объяснении нового материала. Очень важно организовать работу так, чтобы каждый ученик в результате такой работы почувствовал собственный рост («додумался», «как же я раньше до этого не дошёл», «да это же совсем просто» и т.п.). Очень важным в такой деятельности, несомненно является психологический фактор: надо, чтобы дети видели в учителе надёжного помощника, доверяли ему, шли навстречу требованиям и установкам учителя и верили в свои силы, в возможность достижения лучших результатов.
Например, можно использовать карточки на этапе устной самостоятельной работы, которая выполняется в паре под условным названием «Ученик - учитель». Каждый играет то роль учителя, то роль ученика в определенный момент времени. На работу отводится до 10 минут урока.
В это время осуществляется включённый контроль, т.е. учитель слушает ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу «учителя». Положительным моментом такой работы является несомненно то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания. Ведь каждому надо дать такую возможность высказать своё мнение и быть услышанным.
После завершения этой работы ещё раз, но уже перед всем классом одна из групп даёт ответы по карточкам. Таким образом, за небольшой промежуток времени можно оценить работу 10-12 учащихся, что при традиционной фронтальной работе невозможно. Кроме того, объём задания для устного счёта при фронтальной работе, естественно, был бы меньшим.
Можно организовать работу в паре «Ученик-учитель», в которую включены сильный и слабый или сильный и средний учащиеся. Целью такой работы является организация помощи сильными учащимися более слабым товарищам по классу. Причём такая работа является очень эффективной не только на начальном этапе изучения новой темы, но и в процессе повторения изученного. При этом работу следует организовать комбинированно: те, кто отлично усвоил материал, на определённую часть урока выполняют роль учителя, помогая ликвидировать пробелы в знаниях тех, кто по какой-либо причине имеет их, остальные работают индивидуально и коллективно, после чего организуется проверка выполнения работы пары «Ученик-учитель». Надо стараться привлекать для этой работы исключительно хорошо подготовленных учащихся, чтобы быть твёрдо уверенной в хорошем качестве такой помощи. Такая работа чрезвычайно полезна обоим ученикам: «учителю» важно уметь объяснять качественно, понятно, владеть алгоритмами решения тех или иных задач, основами теории, необходимой для достижения цели и, в конечном итоге, научить. Тот же, кого обучают в данный момент, получает уникальную возможность понять непонятное, подняться в своём уровне развития, а может быть, и узнать новое.
Работа в паре «Ученик-учитель» способствует развитию речи обоих учеников, закреплению знаний и умений, утверждению в знаниях обучающего, оказывает благоприятное воздействие на формирование коллективизма и товарищества. Убеждена, что при правильной организации и системности работы ученики приобретут не только опыт конструктивного общения, сформируют коммуникативные навыки, что само по себе очень важно, но и приобретут более качественные знания по предмету. Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным. А ведь вся наша школьная жизнь состоит из маленьких шажков на пути к успеху.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: