Реализация НРК на школьной экологической тропе - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 124
  • Скачиваний: 6

«Реализация НРК на школьной экологической тропе».
Составила:
Аникина Наталья Александровна
учитель биологии
Цель занятия:
познакомить коллег с методическими приемами, опытом организации исследовательской деятельности обучающихся при реализации национально-регионального компонента путем непосредственного и комментированного показа используемых форм и методов; содействовать формированию устойчивой мотивации на их использование коллегами в своей работе.
Оборудование: компьютер, презентация маршрута экологической тропы
Задачи:
1. Познакомиться с литературой.
2. Познакомить коллег с опытом работы по теме
3. Составить проект «Экологические исследования на тропе»
4. Провести обмен опытом.
Технологии: ИКТ, проектная технология.
Актуальность:
Одним из направлений модернизации образования является обновление его содержания с учётом природных и культурно - исторических особенностей регионов. Природное, культурно-историческое, социально- экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет учащимся адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды. В своей работе использую литературу:

1. Алексеев С. В., Груздева Н. В., Гущина Э. В. Экологический практикум школьника: Методическое пособие для учителя. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2006. – 144 с.
2. Галеева Н. Л. Сто примеров для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания», 2006. – 144 с. – (Методическая библиотека).
3. Державина Т. Б. Экскурсии на природу: пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2010. – 190, [16] с.: ил.
4. Земля наш дом. Выпуск III. Сборник материалов по экологическому просвещению и образованию. Экологическая библиотека «ИСАР-Сибирь». – Новосибирск 1999 г. – 264 с., с ил., 1000 экз.
5. Кузнецов В. Н. Экология России. Хрестоматия. – М.: АО «МДС», 1995. – 320 с.
6. Литвинова Л. С., Жиренко О. Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5 – 11 классы. – М.: 5 за знания, 2005. – 208 с. – (Методическая библиотека).
7. Мозаика интерактива. Выпуск 6. Сборник материалов по экологическому просвещению. Экологическая библиотека «ИСАР-Сибирь». – Новосибирск 2002 г. – 222 с., с ил., 900 экз.
8. Музеи Аскизского района Хакасии. Методические рекомендации по организации музейной и краеведческой работы в школе. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2007. – С. 144.
9. Организация краеведческой учебно-исследовательской деятельности в школе. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2008. – 240 с.
10. Парфилова Л. Д. Тематические игры по ботанике: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.
11. Проблемы реализации национально-регионального компонента в условиях перехода на государственные стандарты общего образования. Материалы Международной научно-практической конференции 24 – 27 апреля 2006 года. Часть 1. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2006. – 196 с.
12. Проблемы реализации национально-регионального компонента в условиях перехода на государственные стандарты общего образования. Материалы Международной научно-практической конференции 24 – 27 апреля 2006 года. Часть 2. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2006. – 176 с.
13. Прокофьев С. М. Природа Хакасии: Пособие. – Абакан: Хакасское кн. изд-во, 1993. – 205 с., с ил., 5000 экз.
14. Райков Б. Е., Римский-Корсаков М. Н. Зоологические экскурсии – М.: Топикал, 1994 – 640 с., ил.
15. Сунчугашев Я. И., Янгулова Г. А. Памятники истории и культуры Хакасии. – Хакасское отделение Красноярского книжного издательства г. Абакан – 1974 г.
16. Степанчук Н. А. Экология. 7 – 8 классы: практикум по экологии человека. – Волгоград: Учитель, 2009. – 183 с.: ил.
17. Тяглова Е. В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод. пособие. – М.: Глобус, 2008. – 255 с. – (Уроки мастерства).
18. Фадеева Е. О., Бабенко В. Г. Экология. Организмы и среда их обитания: Практикум. 9 кл.; 10 – 11 кл. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. – 72 с. – (Портфель учителя).
19. Щербакова Ю. В., Козлова И. С. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9 классы. – М.: Глобус, 2008. – 208 с. – (Учение с увлечением).
20. Экология. 10 кл.: Комплексные поурочные планы / Сост. М. В. Брякина. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003. – 128 с.
Ход занятия мастер-класса:
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество.
Тема нашего занятия «Реализация НРК на школьной экологической тропе».
В требованиях к уровню подготовки выпускников государственным стандартом определены следующие требования, связанные с НРК:
• Знать растения, животных и грибы своего региона;
• Уметь изучать биологические объекты и процессы, ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
• Распознавать и описывать наиболее распространённые растения и животных своей местности, съедобные и ядовитые грибы, опасные растения;
• Выявлять типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• Определять организмы;
• Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах;
• Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения здоровья;
• Проводить сравнительную характеристику природных экосистем своей местности для оценки последствий своей деятельности.

Для реализации поставленных задач одних уроков недостаточно. Формирование ответственного отношения к природе предполагает такой отбор содержания форм и методов обучения, который позволил бы организовать непосредственное общение ребенка с природой и, воздействуя на его эмоциональную сферу, расширять и систематизировать конкретные представления о природе ближайшего окружения.
Сколько удивительного содержится вокруг нас? Мимо скольких интересных событий и явлений мы проходим ежедневно, не заметив, не поняв их? Мир полон чудес, надо только уметь их открывать. Главным инструментом в этом деле является наша способность исследовать окружающий нас мир. Чтобы научиться добывать знания надо овладеть техникой исследовательского поиска.
Учебно-исследовательская деятельность - это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления Виды исследовательской работы разнообразны. Её можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия). Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением. Реже её демонстрируют в форме действующей модели или макета.
Обучить учащихся культуре исследования учитель может через проектную деятельность, домашний эксперимент, подготовку рефератов и другие формы. При этом важно использовать и интегрировать разнообразные методы и технологии, например, создавать условия для самообразования: предлагать выполнять системы творческих заданий и исследований, включающих моделирование, конструирование и проектирование. Они объединяют процесс обучения и воспитания, способствуют развитию творческого мышления в процессе практической деятельности, позволяют выявить интересы и склонности детей, а так же продолжить их целенаправленное развитие, как в учебном процессе, так и во внеклассной работе.
При всей ответственности педагога за качество планируемой работы необходимо помнить, что исследовательская работа требует максимальной самодисциплины и самостоятельности от учащегося-исследователя. Руководитель лишь указывает и расставляет вехи на пути исследования, советует и ориентирует учащегося в море информации - методологиях, литературе, научной проблематике.
Творчество невозможно без интереса. Значит, предлагая учащимся темы исследовательских работ надо учитывать базовую подготовку ученика, его кругозор. То, что интересно одному ребёнку не всегда интересно и другому.
При выполнении творческого задания различных видов повышается уверенность школьников в своих знаниях и умениях и как следствие – создаётся комфортная обстановка на уроке, поднимается авторитет ученика среди одноклассников. Ситуация успеха, как известно, способствует активизации мышления. Таким образом, зерно творчества посеяно.
Участвуя в исследовательских проектах, учащиеся не только расширяют свой кругозор, получают научные знания, но и приобщаются к культуре, тем самым, постигая истинные ценности жизни и формируя личное мировоззрение. Вот почему так важно правильно организовать любую деятельность ребят, делать её полезной для общества. Если ребёнку удалось достигнуть успеха в школе, то у него есть шанс и на успех в жизни.
Общую схему хода исследовательской деятельности можно выразить так:
1. обоснование актуальности выбранной темы;
2. постановка цели и конкретных задач исследования;
3. определение объекта и предмета исследования;
4. выбор методов и методики проведения исследования;
5. описание процесса исследования;
6. обсуждение результатов исследования;
7. формирование выводов и оценка полученных результатов.
Хочу отметить, что исследовательская деятельность представляет собой достаточно длительный процесс, который включает и этап предварительного обучения учащихся, и практику проведения, и анализ, и оформление результатов, и их публичное представление на конференции или конкурсе. В нашей школе развитие исследовательских умений учащихся происходит не только в рамках школьных уроков и кружковых занятий, а также в ходе таких форм работы как: полевая практика под руководством к. б. н. ХГУ, республиканские слеты юных экологов в г. Абакане (три года подряд занимали призовые места), летняя профильная смена «Биоэкос» в лагере «Орленок» на озере Баланкуль , республиканская очно - заочная дистанционная школа «Юный эколог-краевед», дистанционная всероссийская эколого-биологическая викторина.
Ученические научно-исследовательские проекты представляют собой специфическую форму контакта учащихся с окружающей средой, средство их приобщения к экологическому исследованию и могут оказать серьёзное влияние на их профессиональный выбор. Формирование ответственного отношения к природе предполагает такой отбор содержания форм и методов обучения, который позволил бы организовать непосредственное общение ребенка с природой и, воздействуя на его эмоциональную сферу, расширять и систематизировать конкретные представления о природе ближайшего окружения. Только на такой основе у них могут быть сформированы правильные личностные отношения к природе, обеспечено осознание соответствующих правил поведения и их выполнение. Результатом этой работы является воспитание у детей стремления принять активное участие в природоохранительной деятельности и умения это делать на основе приобретенных знаний. Наблюдения во время экскурсий и учебных прогулок, сюжетно-ролевые игры, проблемные ситуации, практические работы в уголке природы, на пришкольном участке – основные приемы и методы работы экологии.
Один из методов изучения природы - учебная экологическая тропа. Это специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении.
Презентация экологической тропы
Первый слайд
Создание экологической тропы.
Цели:
Расширять элементарные сведения об объектах родной местности, процессах и явлениях окружающей природы;
Задачи:
1. научить видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать среду;
2. способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом, так и отношения человека к природе.
3. развивать экологическое обучение и воспитание.
4. сохранить природу в прилегающей зоне.
Второй слайд
Духовный мир человека рождается в контексте его практической деятельности, Мир – это не просто окружающая среда – это наш единственный дом. Для того, чтобы жить в нём благополучно, мы должны хорошо знать его и уметь его обустроить. Поэтому считаю очень важным изучение природы родного края, дома, где мы живём. Хорошим подспорьем в такой работе являются наши исследования. Так мы создали экологическую тропу для изучения нескольких вопросов как в курсе биологии, так и экологии:
• Основы систематики, понятие вид;
• Изучение влияния факторов среды (влажности), антропогенного воздействия на видовой состав дикорастущей флоры;
Я выбрала для экологической тропы такой маршрут :
Третий слайд
Пункты маршрута Первый пункт – Остановка №1. «Природа – наш дом».
.Четвертый слайд
Остановка №2.
«Экологическое неблагополучие».
При движении к реке Абакан маршрут пролегает возле бывшего Лесоперевалочного комбината. Территория сильно загрязнена мусором, есть свалки.
Пятый слайд
Остановка №3. «Река – зеленые берега». На этой остановке учащиеся знакомятся с характеристикой реки Абакан
Шестой слайд
Остановка № 4.
«Жизнь водоема». На этой остановке - рассказ об экологических особенностях водных растений и животных, о жизни некоторых обитателей пресных водоемов, о необходимости их охраны
Седьмой слайд
Остановка № 5
«Родник». В нашем селе протекает канал, его питают родники. Родник, который мы обследовали, находится в центре села, рядом со зданием сельского совета. Увидеть родник можно, только приглядевшись. Вода в этом месте очень холодная
Восьмой слайд Остановка № 6. «Болото». За селом располагается болото, которое еще очень мало изучено учениками нашей школы и поэтому представляет большой интерес.
Девятый слайд Остановка № 7. «Историческая». На этой остановке находится большое скопление курганов. Некоторые из них причудливой формы.
Для каждой из остановок разработаны свои задания, темы проектов и исследований, которые учащиеся могут выбрать по своему желанию.
Спасибо за внимание.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: