ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ
ШКОЛЬНОГО ПЕРИОДА
Психологические кризисы школьного периода вызваны изменениями в психических особенностях детей при переходе с одной стадии развития личности ребенка на другую. Согласно психосоциальной концепции развития личности известного психолога Эриксона, существует четыре основных этапа формирования психики ребенка в школьном возрасте, (после периода младенчества до 3-х лет):
1. Период перехода с дошкольного возраста (3-7 лет) к младшему школьному возрасту (7-11 лет). Это период социальной адаптации, когда ребенок отождествляет себя с другими, сравнивает себя с ними и поэтому болезненно переносит критику. Если родители сильно подавляют ребенка и не уделяют внимания его играм, особенно в возрасте 6-7 лет, это способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувства вины. Если при поступлении в школу и в первом классе он сталкивается с бестактным, чрезмерно властным (гиперопека), или равнодушным (формирующим комплекс "Золушки") отношением учителей и сверстников, у него начинает формироваться комплекс неполноценности, отчаяние, неверие в свои силы, робость, зависимость, слабоволие, потеря интереса к учебе. Либо, наоборот, ребенок с сильным характером начинает бунтовать, убегать из дому, делать все наперекор, стремится реализовать недозволенное. Этот протест - разновидность психологической защиты. Если при этом родители начинают его еще и ругать за это, такой комплекс может закрепиться на всю жизнь.
2. Период перехода с младшего школьного возраста (7-11 лет) к среднему школьному возрасту (11-15 лет), когда детство сменяется отрочеством. Это период индивидуализации, растождествления себя с другими, формирования интереса к самореализации, к развитию своих способностей. На этом этапе важно воспитать чу
Страницы: 1 | 2 | 3 > >>