МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ
ПО РОМАНУ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
"ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"
Тема: Образ Раскольникова. Его теория.
Цели: 1) дать характеристику героя;
раскрыть суть теории Раскольникова; разобраться в ведущих мотивах преступления;
показать, какую власть над человеком может иметь "теория", как ответственен человек за идею, которой руководствуется, подвести к выводу Достоевского о страшной опасности, которую несет для человечества осуществление индивидуальных идей и теорий.
Ход урока :
Образ героя романа:
Кто такой Раскольников?
Портретные и авторские характеристики героя.
Ответы:
3) Каким читатель видит Родиона Раскольникова в начале романа?
Герой не может принять "безобразия современного ему мира". Такая жизнь вызывает в нем чувства презрения, озлобленности по отношению к богатым и имеющим власть людям.
Герой находится в состоянии агрессии, нервного возбуждения, он подавлен как духовно, так и физически.
Раскольников мучается от того, что не может решить свой вопрос.
Какой именно?
Слово учителя:
Чтобы ответить на это, необходимо сказать, что Раскольников - герой идеологический.
Значит ли это, что он одержим какой-то идеей? Конечно, значит.
Он выстраивает свою теорию, он полон презрения к людям, обществу, полон желания властвовать над этим стадом, полон деспотизма:
"Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее".
Его теория напрямую связана с актуальной в то время идеей отказа от веры.
Богоборческие идеи Раскольникова -- разочарование его в сути христианской религии, потому что христианские заповеди и морально-нравственные нормы в современном ему обществе не по
Страницы: 1 | 2 | 3 > >>