Тема: Связь слов в словосочетании.
Цель урока: Научить различать три типа словосочетаний по особенностям грамматической связи.
Ход урока:
1 этап. Этап вызова.
Слайд деревянный дом
думать о друге
читать громко
Учитель: -Что вы скажете об этих синтаксических единицах?
(это словосочетания)
-Почему?
(так как есть главное и зависимое слово, от главного слова можно задать вопрос, слова между собой связаны по смыслу и грамматически)
слайд деревянный дом
думать о друге словосочетания
читать громко
слайд
-На доске дан небольшой текст. Внимательно прочитайте и выпишите все словосочетания в первую колонку таблицы. Сделайте синтаксический разбор.
слайд Тихо спустился сумрак. Дремлет над морем полярная ночь. В темной пучине колеблются яркие звезды.
Знаю, умеюХочу узнатьУзнал
н. х гл.
тихо спустился
(ученики выписывают)Каким способом связаны слова в этом словосочетании?
11 этап. Этап осмысления.
1. пр. х сущ. в м. р. ,ед. ч. ,им. п.
слайд деревянный дом
(делаем синтаксический разбор словосочетания)
-Значит, в словосочетаниях этого типа зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже.
-Требуется доказательство? Меняем род (деревянная изба), меняем число (деревянные постройки), меняем падеж (к деревянной избе).
-Делаем вывод: зависимое «слово на все согласно», лишь бы стоять рядом с этим главным словом. Как вы думаете, как называется такой способ связи?
(выслушиваются ответы учеников)
-Такой способ связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже, называется согласованием.
-Теперь придумаем примеры.
(выслушиваются ответы)
-А если это мой дом, первый учитель, думающий человек?
(зависимое
Страницы: 1 | 2 | 3 > >>