Подготовка к ГИА по русскому языку
Способы сжатия текста
(для школьников 8-11 классов)
Несколько предварительных замечаний
Умение сжать текст - это умение выделить главное из предложенного высказывания. Это очень важное умение, оно не раз пригодится в жизни: в повседневной школьной практике, и при подготовке к ГИА в 9 классе, и на экзамене в 11 классе (задание А27 тоже выполняется на основе сжатия текста).
Учиться сжатию текста рекомендуется не при устном прослушивании этого текста, а по образцам, которые лежат перед глазами. Делать это нужно постепенно, путем выполнения разнообразных заданий (план, конспект, отдельные упражнения).
На слух нужно учить ребят умению членить текст на абзацы ("При чтении текста определите количество абзацев, микротемы, ход развития мысли").
Приемы сжатия текста можно отрабатывать на обычных уроках русского языка, вводя небольшие задания (Например, такое: "Выделите в данном предложении главную и второстепенную информацию"). Эти задания занимают не так уж много времени, но являются очень продуктивными.
Как делать записи во время чтения текста изложения
При первом чтении текста изложения очень важно определить, сколько в тексте абзацев и какова микротема каждого из них.
При первом чтении не нужно (и даже вредно) стремиться записать весь текст - нужно записывать ключевые слова.
Ключевые слова лучше записывать не плотно (подряд), а оставляя пространство между ними, чтобы потом дополнить запись, а не делать её заново.
Во время паузы между первым и вторым чтением, пока учитель молчит, нужно сосредоточиться на тексте, понять и выстроить логику изложения.
При повторном чтении не нужно стремиться записывать все дословно - только глав
Страницы: 1 | 2 | 3 > >>