Введение.
Романтизм в истории мировой культуры явление сложное. Споры о его сущности и времени возникновения продолжаются в российской и зарубежной научной литературе до сих пор. Современный исследователь романтизма В. И. Сахаров об этом пишет: «Романтизм – слово великое и знаменитое, однако понятие это ясно далеко не всем. Неясность эта особенно характерна для России, где романтизм был настолько влиятелен и многолик, что проник в столь отдалённые друг от друга сферы жизни и культуры, что споры о нём вспыхивали и вспыхивают постоянно, и притом каждый раз с новой силой и ожесточённостью. И это свидетельствует о важности и актуальности темы. В 1825 году Пушкин писал Вяземскому: «Я заметил, что все (даже и ты) имеют у нас самое тёмное понятие о романтизме». Позже мало что изменилось. И четверть века спустя отставной романтик, профессор С. П. Шевырёв, близкий в своё время к пушкинскому кругу писателей, утверждал: «Романтизм… принадлежит к числу самых неясных, самых неопределённых понятий… Здесь признаки доходят до такого смешения и противоречия друг другу, что самое понятие рассеивается в каком-то тумане логической неопределённости»».
«Романтизм складывался как целая культура, многообразно разработанная, и именно в этом подобен был своим предшественникам – Ренессансу, классицизму, просвещению. Он явился как единый стиль, если угодно – как единая «школа», но во всех искусствах и заодно в делах культуры, выйдя из литературы и проникая в каждое из искусств, одно за другим, в исполнительскую практику певцов, актёров, музыкальных виртуозов, в философию, в науку, в прикладные знания, он держался в Германии, в Европе полвека, а то и больше, благодаря этой широте своего распространения. Умирал в естествознании и хранился в науках гуманитарных, исчезал в живописи и дожива
Страницы: 1 | 2 | 3 > >>