Русский язык. 1 класс, УМК "Школа России"
(фрагмент урока)
Тема урока: "Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".
Постановка целей и определение темы урока (Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока. )
Слушайте слова:
Шипеть, шипящий, шипучий, шипы, тишина, горошина, ужин, живой, ошибаться. . .
- В этих и многих других словах нельзя утверждать, что после Ж и Ш нужно писать И.
- Это почему же?!
- Потому, что здесь ЖИ-ШИ не под ударением! Мало знать, что здесь не пишется Ы! Надо еще доказать, что здесь пишется И, а не Е! Например: ужИн, а не ужЕн; горошИна, а не горошЕна, жИвой, а не жЕвой!
Учащиеся сталкиваются с первыми трудностями.
1. Интеллектуальные затруднения. На вопрос "Как правильно проверить слова?" выдвигают различные способы.
2. Проблема.
- Почему возникли трудности?
3. Исследование. Определение возможности проверки написания И ( а не Е) после Ж и Ш. Какое слово нужно подобрать к каждому из проверяемых слов? Где проверить невозможно и необходимо посмотреть в словаре?
4. Микроисследования. 1) Подтверждение гипотезы: ч(а/е/и)стица, ч(а/е/и)инка, ч(а/е/и)сок, щ(а/е/и)дить, щ(а/е/и)вель.
Формулирование вывода.
2) Варианты предполагаемых затруднений.
Запись текста по вопросам.
У лужи . Животные собрались у лужи. Жираф видит ландыш. Шимпанзе кидает шишки. Заяц прячется в камыши.
Кто собрался у лужи? Что видит жираф? Где прячется заяц?
Проведите орфографическую работу. Подчеркните глаголы(слова, отвечающие на вопрос "Что делает?"
Подводя итог урока, учащиеся повторяют и обобщают все, что они узнали о написании в словах сочетаний ЖИ - ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Страницы: 1