ТЕМА: ПАТРИОТИЗМ В «СЕВАСТОПОЛЬСКИХ РАССКАЗАХ» Л. Н. ТОЛСТОГО 10 класс
Цели:
Способствовать осмыслению учащимися трагизма войны, по-разному отразившейся на судьбах людей; показать, что в войне главное место занимает человек.
Развивать навыки работы с текстом, умения анализировать, обобщать факты, способность давать оценку поступкам героев.
На материале рассказов показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя; воспитывать чувство патриотизма, формировать интерес к литературным произведениям, основанным на исторических фактах.
Ход урока:
1. Вступительное слово.
- Дома вы прочитали «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого.
- Какие события описаны в рассказах?
- Почему Л. Н. Толстой обращается к теме войны?
(Во-первых, он сам был участником Крымской войны, во-вторых, Толстой не приемлет войны, показывает её абсолютную ненужность, тщеславие, называет сумасшествием. «Сев. в мае» конец 1 главы. )
-Когда написаны рассказы? (1855 год- «Севастополь в декабре», «Севастополь в мае», 1856 год- «Севастополь в августе» печатаются в журнале «Современник», который возглавляет Н. А. Некрасов)
Царская цензура изъяла из них (особенно из рассказа «Севастополь в мае») многие места, которые содержали критику аристократической части офицерства и указывали на нераспорядительность начальства в Севастополе. Но и в урезанном виде рассказы Толстого произвели огромное впечатление на передовые слои русского общества.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В 1851 году Л. Н. Толстой отправляется на Кавказ вместе с братом Николаем Николаевичем, который служил офицером-артиллеристом в действующей армии.
Когда в 1853 году началась война России с объединенными военными силами Англии, Франции и Турции, Толстой подал прошение о пер
Страницы: 1 | 2 | 3 > >>