Особенности воображения у детей с нарушениями зрения

Страницы: 1 | 2  >  >>

Особенности воображения у детей с нарушениями зрения
Воображение имеет для слепых такое же значение, как и для нормально видящих: преобразуя имеющиеся представления и понятия, оно расширяет сферу познания, создает возможность предвидеть результаты деятельности, способствует развитию мышления, воли, эмоциональной сферы, оказывает существенное влияние на формирование личности.
Особо важная роль в компенсации дефектов зрения и обусловленных ими пробелов в чувственном познании принадлежит воссоздающему воображению. При его помощи слепые на основе словесных описаний и имеющихся зрительных, осязательных, слуховых и других образов формируют образы объектов, недоступных для непосредственного отражения; обследуя макеты, модели, рельефные изображения недоступных для осязательного или нарушенного зрительного восприятия объектов они в своем воображении трансформируют возникающие образы. В результате чего адекватно представляют реально существующие, но не воспринимавшиеся ими непосредственно в натуральном виде предметы. Наличие же остаточного зрения еще больше расширяет возможности слепых в этом виде психической деятельности. Можно полагать, что при прочих равных условиях (возраст, развитие мышления, чувственный опыт и т. д. ) сила воображения будет находиться в прямой зависимости от состояния зрительных функций.
Низкий уровень творческого воображения у слепых связан с тем, что отсутствие или серьезное нарушение зрительных функции препятствует овладению ребенком культурой, так как человеческая культура, как показал Л. С. Выготский, слагалась при известном постоянстве биологического типа и ее орудия, институты и т. п. рассчитаны на нормальную психофизическую организацию. Это означает, что творческая деятельность во многих областях культуры, науки, искусства возможна

Страницы: 1 | 2  >  >>
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: