Методы научного познания

Страницы: 1 | 2 | 3  >  >>

Курсы "Формирование профессиональной компетентности преподавателя и студента через организацию исследовательской деятельности"
Занятие 2. Методы научного познания.

Метод - это способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. Это также совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной исследовательской задачи.
В наиболее общем понимании метод - это путь, способ достижения поставленной цели и задач исследования.
Методологию рассматривают как учение о научном методе познания или как систему научных принципов, на основе которых базируется исследование и осуществляется выбор совокупности познавательных средств, методов, приемов исследования. Чаще всего методологию толкуют как теорию исследовательских приемов, создание концепций, как систему знаний о теории науки или системе исследовательских приемов.
Методику понимают как совокупность приемов исследования, включая технику и разнообразные операции с фактическим материалом.
В структуре методологического знания Э. Г. Юдин выделяет четыре уровня:
Содержание высшего - философского уровня методологии - составляют общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом. Методологические функции на этом уровне выполняет вся система философского знания: философские категории, законы, закономерности, подходы.
Второй уровень - общенаучная методология - представляет собой теоретические положения, которые можно применить ко всем или к большинству научных дисциплин.
Третий уровень - конкретно-научная методология -- это совокупность методов и принципов, применяемых в той или иной науке.
Четвертый уровень - технологическая методология - составляют методика и техника исс

Страницы: 1 | 2 | 3  >  >>
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: