Урок по творчеству Л. Н. Толстого "После бала"
(Контраст как основа композиции рассказа)
Цель урока:
расширить представление учащихся о творчестве Л. Н. Толстого
познакомить с его взглядами на ближайшую историю
рассмотреть сюжет и композицию рассказа
дать представление о контрасте как художественном приёме, на котором строится рассказ
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
Перед нами портрет Л. Н. Толстого работы художника Н. Н. Ге (1884). "Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая составляет главное дело его жизни. . . Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям. . . Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. . . Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создаёт ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника".
Читая дневники Л. Н. Толстого за 1903 год, мы увидим несколько интересных записей от 9 июля, 9 августа, 20 августа. Речь идёт о рассказе "После бала". Впервые рассказ был опубликован лишь после смерти писателя.
Память писателя сохранила многое и запечатлела в этом рассказе. Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы 19века, время царствования Николая II, которого передовая русская интеллигенция прозвала "Николаем Палкиным". Ещё прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли "сквозь строй", когда под барабанную дробь наказу
Страницы: 1 | 2 | 3 > >>