2
г. Старый Оскол, Белгородская область
МБОУ НОШ 31
Учитель: Дианова А. В.
Исследовательская работа на уроке русского языка
Класс: 1
Тема: Загадки в словах.
Задача: Провести исследовательскую работу над группой слов, имеющих близкое лексическое значение и переносный смысл.
Цели: Обогащать словарный запас; учить объяснять лексическое значение слов с использованием толкового словаря; наблюдать Толковый словарь русского языка В. И. Даля над переносным значением слов по смежности и сходству.
Оборудование: Толковый словарь русского языка В. И. Даля; презентация.
1. - Сегодня на уроке мы проведем исследование. Что изображено на экране?
(глаза)
- А как называли глаза в старину? (Очи, око)
- Что это за предложения? Объясните, как вы понимаете смысл.
Не доглядишь оком, доплатишь боком.
Око видит, да зуб неймет.
Око за око, зуб за зуб (Моисеев закон)
Видит око далеко, а ум (думка) еще дальше
2. Работа над синонимами.
- Что мы скажем о словах глаза, очи (око)? (Имеют одинаковое значение)
- В русском языке, ребята, эти слова называются синонимами.
- Запишем слова с изученными буквами. (Глаза). Поставим ударение, поведем слогораздел.
3. Работа над переносным значением слов. Исследовательская деятельность.
- Определите по картинке специальность врача.
- Верно, это врач-окулист. Почему так названа специальность врача? (От слова око)
- Как называют черточки на клубне картофеля? (Глазки)
- Запишем, найдем «Опасные» места в слове. Докажем правильность написания сильными позициями слова.
- Что изображено на следующем слайде? (Очки)
Работа с толковым словарё
Страницы: 1 | 2 > >>