Церковно-государственные взаимоотношения в русско-византийской традиции

Страницы: 1 | 2  >  >>

Церковно-государственные взаимоотношения в русско-византийской традиции
Рубанова К. А.
Магистрант, ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет»
История взаимоотношений государства, Церкви и институтов гражданского общества насчитывает не одну сотню лет. Наибольшую важность для предмета исследования представляют мировоззренческие модели, возникшие на православно-византийской почве.
Одним из неоспоримых достояний философской мысли Византии является выработанная в V-IX вв. концепция симфонии властей. Сущность данной идеи довольно проста и состоит во взаимоподдержке и соработничестве двух властей при условии чёткого размежевания сфер их компетенции. Духом симфонического сотрудничества властей пронизано буквально все византийское законодательство того времени. Кодекс Эпанагога идёт ещё дальше: «Мирская власть и священство относятся между собою, как тело и душа» 1, с. 19. Безусловно, данный принцип не всегда последовательно претворялся в жизни и, зачастую, искажался под влиянием концепции цезаропапизма, которая достигла своего апогея в иконоборческую эпоху VII-VIII вв, когда правители усваивали за собой статус Царя-Первосвященника 4, с. 257.

-
:
D
þ
. Эта реформа вызвала крайне неоднозначные оценки среди современников и историков, разделив их на два идеологических лагеря. Сторонники синодализации Церкви, в частности, В. С. Соловьев, полагали данный шаг царя оправданным в свете стремления к консолидации общества на пути реформ и очищения Церкви от «иерархического абсолютизма» 2, с. 414.
Противники же синодальной реформы, опираясь на каноническое право жестко критиковали Петра I. Проф. Голубинский открыто именовал реформу перенесением на русскую почву «государственного и бытового еретичества» 5, с. 113. Лев Тихомир

Страницы: 1 | 2  >  >>
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: