Тема: Буквы и, ы после ц в корнях слов.
Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой – «Правописание и–ы после ц», обозначением данной орфограммы; продолжить формирование орфографической зоркости учащихся
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Объяснение нового материала
Ребята, есть еще одна ошибкоопасная орфограмма
Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы.
И только одного не знал:
Где пишут ци, где цы?
Цимбалы – музыкальный инструмент ввиде плоского ящика с металлическими струнами, по которым ударяют молоточками.
– Какое сочетание звуков слышится во всех словах? (Сочетание цы. )
– Какими буквосочетаниями обозначается? (Цы и ци. )
– Почему?
Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать ы, а когда – и.
На время вы превратитесь в ученых и сами сделаете вывод.
Открывается запись на доске :
станция
огурцы
пальцыцирк
синицын
цыпленок
– Что общего в словах-примерах? (Сочетания с ц. )
– Давайте попробуем разделить слова на группы по этому признаку.
Обозначение звука ы буквами
I гр. II гр. III гр
ы ы ы и ы ы (исключения)
пальцы цифры цыпленок
огурцы циркуль
синицын станция
– По правилам грамматики в именах существительных после ц пишется и:
1) в словах на -ция: лекция, секция, революция, документация (примеры устно);
(
X
Ú
–
š
œ
ž
ò
ô
ø
þ
옍
옍
搒Ĉ㠀$愀摧丞Bက2) в корнях слов: циркуль, цирк.
Случаи написания ы после ц:
1) в окончаниях слов: синицы, птицы, молодицы.
2) в суффиксе -ын-: сестриц
Страницы: 1 | 2 > >>