УРОК ПО БИОЛОГИИ 10 КЛАСС. УЧИТЕЛЬ ТИТОВА Е. Б. 
 
 Тема: БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ И ЕЕ ФОРМЫ
Цели: сформировать понятие о борьбе за существование как одном из центральных понятий теории эволюции Ч. Дарви - на; познакомить с формами борьбы за существование. 
Оборудование: таблицы и схемы "Движущие силы эволюции". 
Ход урока
I. Проверка знаний. 
 1. Тестирование (Приложение -1) 
 2. Письменный ответ по карточкам. (Приложение -2)
 3. Письменный ответ у доски (Приложение -3)
II. Изучение нового материала. (Рассказ учителя . Беседа - объяснение)
1. Борьба за существование. 
 Ч. Дарвин впервые пришел к мысли о том, что движущая си - ла всего эволюционного процесса есть результат взаимодейст - вия организмов между собой и с внешней средой. 
Ч. Дарвин обратил внимание на то, что всем живым орга - низмам присуща способность практически "безграничного" размножения. В качестве иллюстрации он рассматривал пример с размножением слона -- одного из наиболее медленно размно - жающихся животных. Даже в этом случае от одной пары слонов при обычном темпе размножения через 740-750 лет должно появиться около 19 млн животных. 
 В подавляющем большинстве случаев темп размножения ор - ганизмов много выше. Например, потомство, которое потенци - ально способна произвести за лето одна дафния, достигает ас - трономической величины - более 10 млн особей, что превосхо - дит массу Земли. 
Вместе с тем неограниченного роста численности организ - мов в природе не наблюдается. В чем причина такого явления? Большая часть особей гибнет на разных этапах развития и не оставляет после себя потомков. Известно, что гибель тем интен - сивнее, чем выше размножаемость особей данного вида. 
 Белуга выметывает во время нереста 
		Страницы: 1 | 2 | 3 > >>
