Анализ развития содержания понятия «интеллектуальная сфера» в психологии

Страницы: 1 | 2 | 3  >  >>



СТАТЬЯ

Анализ развития содержания понятия "интеллектуальная
сфера" в психологии

Развитие интеллектуальной сферы ребенка мы будем рассматривать в контексте развития познавательных психических процессов.
К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят: ощущения, восприятия, память, внимание, воображение, мышление, речь. Именно благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе самом 8.
Следует отметить, что психические явления, входящие в данную группу процессов, не только имеют существенные различия, но и тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому очень часто о них говорят как об интеллектуальной сфере человека или как о когнитивных процессах.
Как отметил А. А. Реан, "интеллектуальная сфера -- относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, которые могут влиять на его стиль и стратегию решения различных проблем" 31, с. 62.
Когнитивные процессы -- совокупность процессов, обеспечивающих преобразование сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде знания.
Развитие психических познавательных процессов, как правило, протекает неравномерно. На первых этапах возрастного развития, прежде всего, происходит развитие тех процессов, которые обеспечивают контакт человека с внешней средой через наглядные образы. К числу таких процессов относятся ощущения и восприятия.

Таблица 1
Ступени формирования интеллектуальной сферы детей 31
I ступень
II ступень
III ступень

Непосредственное познание

Опосредованное познание
Перевод во внутренний
план де

Страницы: 1 | 2 | 3  >  >>
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: