Активные процессы в современном русском языке

Страницы: 1 | 2 | 3  >  >>

Активные процессы в современном русском языке
Цель урока:
Познакомиться с активными процессами, происходящими в лексике, морфологии и орфоэпии (устаревшие формы слов, нормы орфоэпии, архаизмы).
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Связный ответ по основному тезису текста упр. 270 («В наши дни русский язык активизирует свои динамические тенденции и вступает в новый период своего исторического развития»).
Учащиеся приводят аргументы, доказывающие основной тезис текста.
II. Работа по теме урока
1. Наблюдение над изменением орфоэпических норм.
— Поставьте ударения в словах:
Амфора, библиотека, заслуженный, заснеженный, индустрия, иногородний, козырной, сахаристый, сивко, обрёк, эпиграф, призрак, символ.
— Сравните с устаревшими нормами:
Амфора, библиотека, заслужённый, заснежённый, индустрия, иногородный, козырный сахаристый, сивко, обрек, эпиграф, призрак, символ.
— Подобные изменения происходят не только в орфоэпии, но и на других языковых уровнях, меняются формы слов, часть слов выходит из употребления, изменяются суффиксы.
2. Лексический анализ текста (текст для анализа записывается на доске).
Настал день, назначенный для судного поединка. Ещё до восхода солнца народ столпился на Красной площади. . . Место, на которое указывал гусляр, было приготовлено для самого царя. Оно состояло из дощатого помоста, покрытого червлёным сукном. На нем были поставлены царские кресла, а торчавшие там копья и рогатины принадлежали опричникам, окружавшим помост. . . Вокруг оцеплённого моста расхаживали поручники и стряпчие обеих сторон. Тут же стояли боярин и окольничий. (А. К. Толстой. «Князь Серебряный»)
Вопросы для анализа текста:
— Прочитайте отрывок из текста. Определите его тему. Все ли слова, которые вст

Страницы: 1 | 2 | 3  >  >>
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: