Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 160
  • Скачиваний: 18

Консультация для родителей

 

Развивающая  предметно-пространственная среда в ДОУ

 «Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Этот мир должен окружать ребенка…»

В. Сухомлинский

 Развивающая  предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве  и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности.

Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении:

  • Дошкольное  образование –  первое  звено  в  системе  непрерывного образования человека.
  • Качество  дошкольного  образования,  образовательных  услуг обеспечивается многими условиями.
  • В  том  числе  и  рациональным,  целесообразным  по  возрасту дошкольников насыщением предметно-развивающей среды детского сада.

Зачем нужна предметно-развивающая среда дошкольнику?

  • Для  удовлетворения  своих  потребностей  в  определенный  момент своего развития.
  • Деятельность  в  условиях  обогащенной  среды  позволяет  ребенку  проявить  пытливость,  любознательность,  познавать  окружающий  мир  без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.  
  • Размеры  и  организация  этого  пространства  связаны  с  возрастными особенностями детей.

Зачем нужна предметно-развивающая среда воспитателю?

  • Она  является  эффективным  вспомогательным  средством  для воспитателя при поддержке индивидуальности и целостного развития ребенка до школы.
  • Развивающая  среда  строится  с  целью  предоставления  детям наибольших  возможностей  для  активной  целенаправленной  и  разнообразной деятельности.
  • Служит  для  воспитателя  специальным  пространством  организации деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.

Требования ФГОС к развивающей предметно - пространственной среде. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

Содержательно-насыщенной

Полифункциональной

Трансформируемой

Вариативной

Доступной

Безопасной

Соответствовать возрастным особенностям детей и программе. 

  1. 1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
    2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
    3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
    4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
    5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
    6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
    7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
    8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
    9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Цель:  Сконструировать  многоуровневую многофункциональную  предметно-развивающую  среду  для  осуществления процесса  развития  творческой  личности  воспитанника  на  каждом  из  этапов  его развития в дошкольном учреждении.

Задачи:  

  • •  сконструировать  и  наполнить  предметно-развивающую  среду соответствующим содержанием;
  • •  обеспечить  эффективность  использования  предметно-развивающей  среды при  развитии  личности  ребенка,  его  способностей,  самостоятельности  и инициативности творчества.

 В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности:

Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе, включающий в себя): 
-центр игры
-центр двигательной деятельности
-центр конструирования
-центр музыкально театрализованной деятельности
Спокойный сектор:
-центр книги
-центр отдыха
-центр природы
Рабочий сектор: (занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности). 
-центр познавательной и исследовательской деятельности
- центр продуктивной и творческой деятельности
-центр правильной речи и моторики.
                                                                                                                                                   Полноценное развитие, воспитание и образование детей могут осуществляться только при определенных условиях:

  • Рядом с ребенком должны быть любящие, понимающие, ответственные и высокопрофессиональные педагоги;
  • Ребенку необходимо создать развивающую среду; и не только за счет набора соответствующих возрасту предметов и игрушек. Среду важно наполнить эмоциональным комфортом, душевным теплом, весельем и гармонией.
  • Важно учитывать особенности каждого ребенка. И не только те, которые проявляются в индивидуальных темпах развития, но и те, которые связаны со здоровьем детей.

Ожидаемые  результаты: 

гармонично  развитая,  творчески  активная личность ребенка-дошкольника.

 Развивающая среда не может быть построена окончательно.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию. 

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, важнейшей задачей воспитателя по созданию предметно-развивающей среды в группе и на участке, является умение организовать быт так, чтобы тесно увязать все элементы повседневной жизни с развитием, обучением, игрой и приобщением детей к труду, а для этого необходимо создать спокойную и доброжелательную атмосферу в группе, ДОУ, то есть социальную среду.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: