Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ как условие успешной социализации ребенка с РАС - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 180
  • Скачиваний: 10

По многочисленным данным, в последние годы наблюдается тенденция к росту количества детей с нарушениями в развитии, в том числе и с аутизмом.

         Главная проблема детей, которым поставлен диагноз аутизм  - общение с окружающими.  У многих из этих детей задержка речевого развития.

Наверняка многие из вас  знают как тяжело работать с ребенком не способным к эффективному речевому общению. Если взрослые не понимают, чего они хотят, начинается истерика, они ломают, портят предметы, причиняют боль себе и окружающим. Они не могут выразить свои мысли, желания словами и  выражают их социально неприемлемыми способами.

 Как помочь такому ребенку?

Доказано, что обработка и понимание визуальной информации является сильной стороной  людей с расстройством аутистического спектра (РАС), то эффективность как коррекционной, так и педагогической работы с детьми с данным расстройством во многом обусловлена использованием педагогами средств визуальной поддержки.

Визуальная поддержка является методом предоставления информации в более понятной, по сравнению с устной речью, форме.

Визуальный способ предоставления информации:

  • Помогает концертировать и удерживать внимание.
  • Представляет информацию в форме, в которой дети с разными особенностями могут легко и быстро её понять.
  • Проясняет вербальную информацию.
  • Дает возможность представлять ребенку абстрактные концепции, такие как время, последовательность, причинно-следственные отношения.
  • Обеспечивает структуру для понимания и принятия сообщения.
  • Помогает при смене активностей или местоположения.

В работе с детьми с РАС зрительная поддержка помогает нам: тратить меньше времени на повторение требований и инструкций; снижать необходимую для ребенка степень помощи; быть более последовательным в процессе обучения и в использовании языка для вербальных инструкций; заранее планировать изменения.

Можно выделить несколько видов визуальной поддержки:

  • расписание дня, расписание занятия;
  • планшет «сначала - потом»;
  • визуальные подсказки;
  • социальные истории;
  • визуальные схемы, правила и инструкции;
  • расписание активностей.

Наглядный материал, использующийся при разработке визуальной поддержки может представляет из себя: фотографии, линейные рисунки, компьютерные изображения, изображения из журналов, наклейки с продуктов, знаки, логотипы, реальные предметы и письменный язык. Используемый наглядный материал выбирается в соответствии с интеллектуальным развитием ребенка.

Визуальное расписание – система, использование которой позволяет ребенку четко видеть последовательность происходящих событий.

Структура данной системы предполагает гибкость и возможность внесения изменений под влиянием различных факторов. На зрительном расписании можно наглядно отобразить действия в различные промежутки времени: часть дня, весь день. 

Различают следующие типы расписаний: функциональный объект, репрезентация объекта, изображение, фото, слово, фраза. Для каждого ребенка с РАС визуальное расписание разрабатывается индивидуально. Детей необходимо обучать использованию визуализированного расписания, а затем его использовать постоянно.

Использование визуального расписания помогает: развивать гибкость; полагаться на что-то, а не на кого-то; увеличивать независимость в разных ситуациях; обеспечивать предсказуемость; справляться с тревогой. 

Планшет «сначала - потом» позволяет ребенку следовать указаниям, обучает его новым навыкам, обучает пониманию инструкции. Данный планшет – это визуальная последовательность двух действий обозначенная в картинках, которая облегчает коммуникацию ребенка и педагога. Под словом «Потом» закреплено приятное значение – поощрение. Под словом «Сначала» - нужное, которое может, не сильно нравится ребенку.

Визуальные подсказки дают шаги или указания в том, что ребенок будет делать в рамках определённого занятия. Использование данного инструмента визуальной поддержки, позволяет ребенку видеть каковы шаги выполнения конкретной активности. Визуальные подсказки могут быть: визуализацией времени, границей для хранения обиходно-бытовых и игровых предметов, схемой последовательности мытья рук, читки зубов, посещение туалета.

Визуальное структурирование – организация окружающих предметов таким образом, что ребенок понимает, чего вы ожидаете от него в данном месте.

Основные компоненты визуальной структуры:

  • Визуальная организация показывает то, как пространство и материалы ограничены, организованы или расположены в определенных местах (например, в контейнерах).
  • Визуальная четкость привлекает внимание к важной информации (выделение цветом, ярлыки, подчеркивание);
  • Визуальные инструкции показывают, с чего начать, последовательность действий и шагов по выполнению.

Социальные истории – короткие, представлено наглядно истории, которые позитивным образом показывают использование коммуникации и социального взаимодействия, а также поведенческих навыков.  Применение социальных историй способствует большему проявлению желательного поведения, улучшению навыков социального взаимодействия (например, делиться, соблюдать очередность), развитию коммуникативных навыков (например, просить того, что хочешь, говорить о чувствах.

Таким образом, организованная среда для воспитанников имеющих расстройства аутистической сферы способствует их дальнейшему развитию, более быстрой социальной адаптации, поддерживает уверенность детей в себе. Разные виды визуальной поддержки помогают развивать коммуникацию, взаимодействие детей с окружающими и быть более успешными в социуме.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: